Башкирская свадьба: традиции

Свадьба в Башкирии — традиции и последовательность обрядов

Свадьба в Башкирии считается одним из тех обрядов, который сохранился практически неизменным до современности. Однако, некоторые традиции в городах себя изжили, а вот в деревнях до сих пор соблюдаются.

В стране существовал обряд, при котором решение о женитьбе детей принималось родителями единолично. Причем нередко пара не могла даже видеться друг с другом в дни до церемонии. Церемония заключения брака проходила в домашней обстановке с участием приглашенного муллы. Но раньше церемонию, по желанию, могли провести и в мечетях.

Свадебные традиции в Башкирии

Нередко родня задумывалась о церемонии в период, когда детям не исполнялось и 5 лет. Традиционным считался обряд помолвки молодых, на башкирском он звучит как «сыргатуй». по мере приближения времени свадебной церемонии начиналась тщательная подготовка к ней семьи: сбора приданного, подготовка украшений и так далее. В обряде свадьбы Башкирии присутствует несколько ключевых этапов:

  • проведение переговоров и установка сроков и условий брака (сговор и сватовство);
  • никах или сама свадебная церемония;
  • традиции и ритуалы после свадьбы.

Традиции башкирской свадьбы претерпевали множество изменений, но в малых поселениях они соблюдаются и сегодня почти в неизменном виде.

Этап сговора родителей о свадьбе

По Башкирским традициям отец будущей невесты после разговора с супругой отправлялся к жениху и спрашивал его мнение о возможной свадьбе. Глава семьи определял невесту своему сыну. Участие матери в процессе сводилось к соблюдению косвенных формальностей. После того, как пара сформирована, отец девушки шел к тестю и вел разговоры о будущей церемонии. После получения согласия о свадьбе от отца невесты, заходила речь о калыме.

В знак подтверждения заключения брачного соглашения обе семьи должны были отпить из одной емкости кумыса или меда. Это был ответственный шаг, поскольку после него родители не имели права выдать невесту за другого даже в том случае, если решение о браке было поспешным и партнер оказался неподходящим. Такая ситуация могла сложиться, к примеру, из-за ухудшения финансового состояния семьи жениха. При принятом решении об отмене свадьбы полагался выкуп либо в виде материальной части, либо долей скота.

Калым: традиции переговоров

Калым определялся финансовым состоянием обоих семей. Традиционно он включал в себя деньги, одежду, скот и прочие сборы полезных мелочей. Исключая лошадей, все остальные дары предназначались для невесты. Одна из лошадей предназначалась ее отцу, а вторая к обеду на свадебном торжестве.

Для матери в качестве выкупа часто предназначалась лисья шуба. Несмотря на то, что семьи сами устанавливали размеры калыма, были обязательные пункты, которые никто не в силах был отменить, а несоблюдение их считалось проявлением неуважения к одной из сторон. К таковым пунктам относились:

  • для матери шуба из лисы хорошего качества;
  • для отца годная в хозяйстве лошадь;
  • вторая лошадь для свадебного угощения.

Также оставляли максимум по 15 рублей на дополнительные траты, что по тем меркам было адекватной суммой.

Выбор ткани для платья невесты и дополнительных украшений

Остальной выкуп давался отцу молодой взамен на скот и материальную помощь молодой семье. В довесок девушка получала так называемый малый калым в виде традиционных нарядов страны. Процесс заключения условий свадьбы сопровождался для семей скромным угощением.

Посещение дома невесты

За 2 дня до того, как жених первый раз посетит невесту, ее отец официально созывает родственников и говорит им о предстоящей свадьбе. Мулла во время визита формально заключает брак в домашней обстановке. Отец со стороны жениха должен привести с собой в первый визит лошадь, предназначенную для стола. Ее позже традиционно закалывают. Все гости, которые были приглашены на торжество, оставались в доме невесты. Сперва приезжих угощали традиционным блюдом под названием бишбармак, после чего начинался процесс одаривания подарками гостями молодых.

Обычно гости приезжали с ночевкой и, поскольку их было много, распределялись они старейшинами деревень по домам родни села невесты. Традиционно на следующий день торжества кололась привезенная лошадь. Роль мужчин в процессе ясна, а задачей дам заключалась в проверке жирности конины. Собравшиеся, зная о традиции, обычно предпочитали надевать традиционные простые одежды. Когда гости приходили на условленное место, свахи обычно накидывались на них и начиналась традиционная свадебная потасовка, которая продолжалась порой до самого утра.

Посещение тестя с тещей дома жениха

После того, как гости пробудут у сватов пару дней, они обычно разъезжаются по своим домам. После чего теща и тесть отправляются к отцу жениха. К их приезду подготавливалась особая женская и мужская комната. Мать невесты должна была привезти с собой сундук, в котором находились дары и национальная одежда.

После обеденной церемонии мужчины отправлялись в комнату для дам. Там мать невесты предлагала кому-нибудь открыть сундук, а согласившейся девушке дарила платок. Нити дарили старушкам, которые должны были принять их с молитвами, но в замен подарки дарить не были обязаны. Рубашка предназначалась отцу невесты взамен на скот для молодой семьи. После завершения церемонии обмена подарками гости традиционно уезжали по домам.

Обряд Малой Свадьбы

Традиционно свадебный обряд в Башкирии проходил в дома отца невесты. Тут же собирались и те старики, которые ранее принимали участие в обряде сватовства. Задача пришедшего муллы была в том, чтобы спросить согласия отца невесты на свадьбу. При положительном ответе мулла читал определенную часть Корана, после чего вносил брачный договор в так называемую метрическую книгу. За такое действие мулле полагалась компенсация 1% от общей суммы калыма. После обряда жених имел право посещать дом жены тогда, когда захочет на роли мужа.

Что такое празднество Туй

После того, как весь калым был уплачен, муж приезжал к тестю за своей невестой или уже законной женой. Тесть же обязан был заранее приготовиться к визиту и организовать праздник под названием Туй. Свадьба в Башкирии позволяла создать семью даже малообеспеченным семьям. В таком случае вместо праздника Туй устраивалось небольшое скромное угощение. Церемония празднества обычно длилась от 1 до 3 дней. Если финансы семьи позволяли, то не обходилось без проведения различных массовых мероприятий вроде скачек и борьбы.

Церемония борьбы за невесту

Данный обряд чем-то похож на конкурсы для современных молодых и заключался в том, что гости различными методами препятствовали отъезду невесты из родного дома. Препятствия зависели от фантазии собравшихся и самих новобрачных: могли как препятствия чинить, так и вовсе привязать невесту к столбу. Ущерб, который был нанесен от борьбы, обычно оплачивал жених. После победы жениха и дополнительного одаривания невесты в качестве компенсации за возможный моральный ущерб, ее все-таки забирали в новый дом к жениху.

Переезд невесты в новую семью

Перед окончательным отъездом молодые должны были попрощаться с родней путем обхода всех домов по деревне. По традиции девушку окружали 4 подруги, которые должны были плакать и поднимать над головой невесты символический платок. Родственнице женского пола преподносились своеобразные дары вроде скатертей или платков. В ответ дамы дарили нареченной девушке деньги и прочие материальные ценности. После обхода всех домов невесту обыкновенно сажали в телегу и перед этим облачали в лучшие костюмы. Девушка по традиции должна была сопротивляться до тех пор, пока отец или брат не дадут ей гостинец или своеобразный откуп.

Еще одна традиция предусматривала сопровождение невесты родственницей, которая за нее должна была получить выкуп от отца жениха. После прихода в новый дом невеста 3 раза вставала на колени перед семьей жениха, а те после каждого раза поднимали ее. После ритуала происходил традиционный обмен подарками.

Послесвадебные ритуалы

На следующий день семья могла отправить невесту с коромыслами за водой. С собой она брала обычно монету из серебра, которая привязана на нитке. Этот символ считался жертвой молодой жены водяному духу. Но дети иногда пытались выловить монетку. В любом случае, после того, как девушка бросит ее в воду, считалось, что она может беспрепятственно ходить к любому водоему.

Как обживались в доме супруга

После праздника Туй существовали свои традиции и обычаи, о которых было сказано ранее, но их стоит суммировать. Итак, в традиции входило:

  • троекратное становление невесты на колени перд новой семьей с последующим поднятием ее родней;
  • взаимный обмен подарками с невестой;
  • посещение речки или водоема с особым талисманом для безопасности от водяных духов.

Также в традиции входило первичное открытие лица невесты супругу после исполнения предыдущих ритуалов.

Процесс смены статуса с невесты на статус жены также происходил с определенными традициями:

  • девушке меняли прическу с одной косы на две;
  • замена девичьего головного убора на женский. Кстати, девичий называется Такией, а женский получил в народе наименование Кашмау;
  • завязывание пояса как символа счастья, удачи и семейного благополучия.

Но не только у невесты существовали определенные ритуалы смены социального статуса. У мужчины также имелся ряд обычаев, соблюдение которых было обязательным для того, чтобы его признали полноценным мужем. Вот они:

  • получение согласия на женитьбу;
  • тайные похождения к невесте;
  • вхождение во взрослую семейную жизнь.

Также обряды сопровождались дополнительным обучением молодой пары премудростям взрослой жизни от старшего поколения.

Традиционные брачные запреты

Основной запрет в Башкирии налагался на то, чтобы мужчина мог взять в жены женщину своего рода. Родство считалось между родней 4-х поколений. В брак могли вступить родственники в пятом и шестом поколениях, иначе говоря, тыуа аят и ете аят. Брачный возраст девушки составлял 14-15 лет, в идеале муж должен быть старше ее года на 3 как минимум.

До 20 века нормой права в Башкирии считался левират. Это форма брака, при которой вдова могла выйти замуж при своем желании за брата умершего. Также денитья мог любой другой родственник покойного на вдове. К новому мужу вдовы переходили не только дети и имущество покойного, но и все его социальное положение и состояние. Такая система способствовала меньшей утечке рабочей силы, например, внутри богатых династий и семей.

Национальная свадебная одежда в Башкирии

К брачной церемонии в стране подготавливались очень тщательно. Обычно молодым шились специальные костюмы, которые после торжества они могли надевать на важные мероприятия. Традиционные платья пестрили яркими цветами и атласными лентами. Некоторые регионы до сих пор украшают платья невесты при помощи так называемого тамбурного шва. Поверх основного наряда надевались комзолы и специальные национальные халаты.

Важным ритуалом была примерка костюма женщины для невесты и смена одежды. Обряд проводился перед причитаниями молодой девушки, после чего ее жених забирал к себе в дом.

Особенное национальное значение имел головной убор невесты. Иногда прямо на свадьбе девушка снимала убор невесты и надевала женский вариант, становясь взрослой женщиной.

В Юго-Восточных регионах страны голову молодой покрывали при помощи платка и надевали кашмау из серебра, который имел форму шлема. Также в его состав нередко входили кораллы. В ряде прочих местностей роль национального головного убора отводилась более простому колпачку, который вышивался при помощи бисера и замысловатых узоров.

У народа Башкирии предметы одежды были не только бытовой необходимостью, но и подарками, а также оберегами от сил зла. Башкирская свадьба предполагала, что невеста перед церемонией должна принести мужу рубаху, воротник и рукава, а также тюбетейку и штаны ручной работы. Цвета также имели особое значение и для свадьбы использовались яркие вариации красного, зелёного и синего цветов. Женихи подпоясывались при помощи кушака, а для невесты шился пояс из ярких тканных лоскутов.

Традиции и обычаи современной башкирской свадьбы

Башкирская свадьба – это особое событие, которое своими корнями уходит в долговековую историю. Главной особенностью башкирской свадьбы считалось, то, что жених и невеста до момента бракосочетания друг друга не знали и не видели. Родители сами принимали решение о том, кто будет подходящей парой для их ребенка.

При этом планы в отношении свадьбы строились в то время, когда детям было всего 5–6 лет. Сам процесс происходил дома или же в мечети. Башкирская свадьба вмещает в себя множество традиций, обрядов и ритуалов, которые соблюдаются и по сегодняшний день, хотя с течением времени все же приобрели некоторые изменения.

Как проходит сватовство и помолвка

После того, как решение о выборе невесты было принято отцом, он шел к будущему тестю и договаривался с ним о предстоящей свадьбе.

Если отец девушки давал согласие, то следующий этап включал в себя переговоры о калыме. Главная роль в башкирском сватовстве принадлежит отцу жениха, поскольку именно он выбирает невесту для своего сына. Роль матери в этом вопросе второстепенна.

Отец, взяв с собой самых близких родственников, отправлялся сватать молодую девушку. Разумеется, вторая сторона уже знала о том, что к ним едут особые гости и тщательно готовилась к приезду.

Прием сватов проходит очень торжественно, на столы ставятся самые разные угощения.

Атмосфера сватовства имеет праздничный настрой, обе стороны общаются, при этом склоняя беседу к шуткам, дабы придать процессу дружественности.

К концу застолья присутствующие плавно переводят тему разговора непосредственно к главному событию, благодаря которому и состоялся приезд гостей.

Главным образом оговаривается калым (выкуп) и сам процесс свадьбы, в котором будут принимать участие старшие родственники и близкие друзья семьи невесты. В знак решения о женитьбе детей родители пили мед из одной чаши. После такой традиции родители невесты уже не могли рассматривать кого-то другого в качестве жениха для своей дочери.

Если по какой-то причине договор должен был быть разорван, отец девушки должен был платить деньги несостоявшимся сватам или расплачиваться скотом.

Подготовка к свадьбе

В подготовительный процесс к башкирской свадьбе обязательно входит выкуп невесты или, как его традиционно называют, калым. Этот обряд не потерял своей актуальности до сегодняшнего дня. Сразу надо отметить, что все расходы, связанные с проведением свадьбы, ложатся на семью жениха.

Денежные затраты на калым довольно серьезны, по этой причине родители жениха начинают откладывать средства на свадьбу задолго до самого торжества. Выкуп всегда был ориентирован на финансовое благополучие обеих сторон. Плата осуществлялась не только финансами, но и скотом, одеждой и другими ценностями. Все подаренное доставалось невесте.

Отцу в подарок дарили две лошади, одну из которых нужно было зарезать и подать на свадебный стол. Мать невесты также не оставалась в стороне, ей дарилась лисья шуба. Эти подарки должны были быть подарены в обязательном порядке, невзирая на финансовое состояние семьи жениха.

Девушке обязательно дарилась ткань для пошива свадебного платья и денежные средства для приобретения украшений.

Невеста ко дню свадьбы обязательно должна была иметь приданое. В него входили вещи и предметы, которые используются в быту. При этом все планировалось заранее. Девушка самостоятельно готовила свое приданное.

Шилось, ткалось все необходимое для юрты, из которой в день свадьбы и забирали новобрачную родственники будущего супруга. Разумеется, с течением времени приданное невесты стало более обширным. В него входят золотые украшения, дорогие ткани, бытовая техника, текстиль, одежда. Перед свадьбой, уже после сватовства, родители молодой невесты посещают дом будущего жениха.

При этом мать девушки привозила с собой сундук, который вмещал в себя рубаху, платок, лоскутки ткани и нити. Кто-то из присутствующих женщин должен был открыть этот сундук и за это в подарок получить платок. Ткань продавалась мужчинам за небольшую плату. Нити безвозмездно отдавались пожилым женщинам. Рубашка становилась ценным подарком для отца жениха.

В свою очередь семья молодого парня дарила сватам какую-то скотину. На этом все разъезжались по домам.

Проведение торжества

Башкирское торжество традиционно начиналось с малой свадьбы, на которую приглашались старшие родственники, которые встречались в момент сватовства. Сам обряд проводился в доме невесты.

Обрядный процесс проводил мулла, он задавал вопрос отцу невесты, касающийся того, согласен ли он отдать свою дочь замуж. Получив положительный ответ, мулла зачитывал строки из Корана и регистрировал брак в своей метрической книге.

Только после этого процесса жених мог заходить в дом к своей невесте и называться при этом мужем. После всех проведенных обрядов и ритуалов наступало самое главное торжество – празднество Туй. Более состоятельные семьи праздновали данное событие с широким размахом, устраивали скачки, игры, угощали гостей разными национальными блюдами.

Но при отсутствии шикарного застолья все с пониманием относились к скромному празднованию и радовались свадьбе.

Веселье продолжалось на протяжении 3-х дней. После торжества Туй, девушка должна была покинуть свой дом и переехать в дом мужа.

Но по башкирским традициям этот процесс требовал особых усилий от жениха и его родни. Родственники невесты женского пола всячески препятствовали отъезду невесты, устраивая разные «проделки».

По древнему обычаю постель девушки связывалась в узел и уносилась в лес. Связывалась она веревками, концы которой прятались под корни деревьев. Саму невесту усаживали на незастеленную кровать и после этого начиналась активная «борьба» за девушку между родственниками жениха и невесты. Несмотря на то, что этот процесс происходил довольно весело, он приносил некоторые затраты семье, поскольку портилась одежда.

Перед отъездом уже состоявшейся супруги она должна была попрощаться со своей родней.

При этом девушка заходила в каждый дом в компании четырех подруг, которые держали над ее головой платок.

Каждой своей близкой родственнице молодая жена дарила скатерть, полотенце и нити. В знак благодарности девушки одаривали деньгами. В конце этого обряда молодая невеста надевала на себя самое лучшее убранство и садилась в телегу, на которой и отправлялась в дом жениха.

По традиции процесс усаживания молодой жены в телегу должен сопровождаться сопротивлением со стороны девушки. Покорно согласиться она могла только после того, как получит подарок от отца и братьев. Перед тем, как переступить порог дома жениха, девушка должна была три раза стать на колени перед родителями мужа.

В свою очередь свекры в знак уважения и одобрения каждый раз поднимали молодую с колен. Далее следовал обмен подарками. Гости готовят поздравления на татарском языке.

После свадьбы

По традиции первое утро после дня свадьбы у молодой жены начиналось так: ей давали коромысло и ведра, чтобы она набрала из колодца воды. С собой девушке полагалось взять монетку, которая была привязана к ниточке.

В этом видео – несколько очень интересных обрядов башкирской свадьбы:

Эту монетку необходимо было кинуть в колодец в присутствии детей, которые должны пытаться достать монету из воды.

Только после этого ритуала девушка могла полностью открыть свое лицо перед своим супругом.

Башкирская свадьба традиционно являлась необычайно важным событием. Свадебные традиции играли большую роль для народа, к ним всегда проявлялось большое уважение. По настоящее время башкирская свадьба не утратила своего колорита и значимости, молодые пары по-прежнему соблюдают обычаи и передают их из поколения в поколение. Как и ранее, обряд бракосочетания проходит дома или в мечети. Сложно поспорить с тем, что для этого народа, свадьба – это не только счастье и радость одной семьи, но и важное событие для всего народа. Согласитесь с тем, что это невероятно трогательно, когда люди так относятся к обычному на первый взгляд свадебному торжеству?

Башкирская свадьба — традиции и обычаи

Башкирская свадьба в классическом представлении − это целый комплекс обрядов и традиций, которые неукоснительно соблюдались предками. Сегодня свадебные обычаи немного видоизменились, а некоторые вовсе забылись. Но несмотря на это, свадьба в Башкортостане − событие особенное, к подготовке и проведению которого подходят со всей ответственностью.

Сговор

В старину решение о свадьбе по праву принадлежало родителям молодых людей. В знак того, что договор состоялся, родители парня и девушки, которых сватали между собой, пили из одной кумыс из одного сосуда. С этой самой минуты девушка считалась невестой, ее уже нельзя было выдать замуж за кого-то другого. Если же все таки через какое-то время отец девушки меняет свое решение, он в обязательном порядке должен был отдать выкуп: домашний скот или же деньги. Так продолжалось вплоть до ХХ века, после же сговор постепенно начал сходить на нет.

Женились в то время очень рано. В среднем брачный возраст юноши был равен 15-16 лет, девушки − 13-14 лет. Как только отец решал, что сына пора женить, он спрашивал совета у своей жены. Не забывал он узнать мнения и у сына. Невесту для своего чада обычно выбирал отец, хоть и советовался при этом с женой. Но последнее слово все-таки было за ним.

Калым

В современном обществе не растеряла своей актуальности традиция, направленная на выкуп невесты. В случае, если отец невесты соглашался выдать свою дочь замуж, между будущими родственниками начинались переговоры о размере выкупа. Размер калыма полностью зависел от материальных возможностей как семьи невесты, так и семьи жениха. Калым представлял собой крупный рогатый скот, лошадей, различную одежду, материю, деньги. Матери невесты будущие родственники дарили лисью или овечью шубку, однако могли сговориться на обычный халат.

Кроме обычного калыма существовал и малый, его также дарили молодой. Жених дарил халат, рубашку, сапожки и сундук. Во время сговора о размере калыма накрывался стол, гостей потчевали разными вкусностями. Через какое-то время, как только калым был собран, жених с презентами приезжал в дом своей будущей жены. С ним присутствовали отец и мать. У некоторых башкир существует обычай по которому подарки собираются у родни жениха по его просьбе. Делал это специальный мальчик, который верхом на лошади объезжал родню, собирал необходимые вещи и затем передавал их жениху.

За два дня до малой свадьбы

Перед религиозным бракосочетанием, когда муллой будет заключен брак, родители девушки принимают у себя гостей. Глава семьи приглашает к себе домой до двадцати гостей из числа родственников и сообщает им о приезде сватов. После того, как отец получает согласие своей родни в организации праздника, родители невесты приглашают в свой дом семью жениха. Для того, чтобы передать приглашение, в дом к жениху отправляется гонец, возвращавшийся назад с лошадью, которая позднее будет заколота.

Приехавшие родственники со стороны парня привозили множество подарков для своих потенциальных родственников. После ужина все ложились отдыхать, а утром начинались приготовления к свадьбе. Переодевшись, чтобы не испачкать праздничные одеяния, оба семейства резали подаренную лошадь. В обычаях башкир существует традиция во время разделывания животного устраивать шуточную потасовку.

Посещение отца жениха

Через пару дней гости уезжали из родительского дома невесты к себе. Через какое-то время в дом родителей жениха наведывались родители невесты. К этому времени для будущих родственников уже были готовы две комнаты − мужская и женская. Мать невесты привозила в дом новых родственников сундук с подарками: красивый платок, отрезы ткани, рубашку, нитки.

В послеобеденное время в женскую комнату наведывалась мужская половина родни. Кто-нибудь из женщин по просьбе будущей тещи открывала сундук, за что удостаивалась подарка. Ей доставался платок. Отрезы ткани теща предлагала купить мужчинам, находившимся в женской комнате. Нитки же доставались в подарок достаточно пожилым женщинам, которые принимая презент произносили молитвы. Хозяину же дома будущая родственница дарила рубаху, за что тот одаривал ее какой-либо домашней скотиной. После того, как будущие родственники обменялись презентами, сваты возвращались к себе домой.

Малая башкирская свадьба

Для башкир бракосочетание является гражданским обычаем. Для регистрации брака на дом приглашается мулла, который приезжает с книгой регистрации актов гражданского состояния. Он задает вопрос отцу парня, согласен ли он, чтобы присутствующая девушка стала женой его сына. После утвердительного ответа мулла задает вопрос отцу девушки, согласен ли он выдать свою дочь замуж. Услышав положительный ответ, мулла начинал зачитывать строки из Корана, после чего в книге оставлялась запись о заключении брака. Оплатой за совершенную сделку был один процент от размера выкупа (калыма).

После регистрации брака муллой, молодожен получал право свободно посещать дом своей жены. Первый визит он совершал после того, как родители девушки получали половину калыма или же после того, как родители молодых обменивались свадебными подарками.

Башкирская свадьба

После того, как калым был полностью выплачен, жених приезжал за своей возлюбленной в дом ее родителей. Тесть заблаговременно готовился к приезду своего зятя, чтобы достойно встретить нового родственника. Этот праздник у башкир называется Туй.

Предки проводили это мероприятие на улице. Для этого устанавливался большой шатер, из досок сооружались стулья и праздничные столы. Для придания торжественности их покрывали красивыми скатертями или коврами. Приглашенных на свадьбу гостей потчевали вкусными национальными блюдами. Праздник длился неделю, иногда более. Сегодня же количество дней, в течение которых отмечают вступление молодоженов в брак, сократилось. На современном этапе свадьба обычно длится два дня.

Богатые семьи предпочитают приглашать на свадебное торжество профессиональных музыкантов, устраиваются скачки, различные игры. Если выдают замуж девушку из небогатой семьи, то не считается обязательным устраивать пышное застолье. Отец невесты ограничивается скромным угощением без всяческих излишеств.

Отъезд новобрачной

Башкирская свадьба имеет свои традиции одной из которых являются проводы новобрачной. Лучшая подруга невесты вместе с другими женщинами, показывая свою печаль по поводу того, что девушка покидает родительский дом, пытаются театрально препятствовать этому.

Обряд прощания состоял в следующем. В лесной массив женщинами выносилась постель невесты и крепко завязывалась веревкой, концы которой женщины тщательно прятали. Невесту усаживали на ложе, после чего начиналась борьба за молодую между женщинами с обеих сторон.

Импровизированный спор заканчивался победой более взрослых женщин. Иногда женщины настолько достоверно играли свои роли, что разрывали друг другу одежду. Материальный ущерб в полной мере возмещал жених.

После того, как веревка была распутана, ее должен был выкупить жених. Перед отъездом в дом жениха невеста прощалась со своими подругами, родственниками. Происходило это следующем образом. Четыре девушки держали над невестой платок, а она ходила между людьми и как бы говорила «до свидания», одаривая каждую из родственниц платком, полотенцем или отрезом материи.

Во время совершения этого обряда остальные женщины демонстративно плачут. Родственницы не остаются в долгу и преподносят невесте ответные презенты: домашний скот, деньги, небольшие лоскутки материала, которые молодая прикалывает к одежде. После завершения обмена подарками, красиво наряженную невесту, усаживают на телегу и она уезжает в дом к своему возлюбленному. Девушка всячески сопротивляется до тех пор, но подарки от отца, братьев смягчают ее и она отправляется в путь.

Подруги провожали невесту на достаточном расстоянии от родительского дома, при этом они громко плакали и причитали. Новоиспеченный супруг сопровождал повозку с невестой. Как только процессия подъезжала к дому, из повозки с невестой выходила сваха и начинала расхваливать «товар». Отец жениха немного поторговавшись выкупал свою невестку.

После торжества

После первой брачной ночи наутро уже не невеста, а жена, отправляется к колодцу, чтобы набрать воды. С собой она берет ведра и коромысло, а также серебряную монетку, закрепленную к нитке. Монеткой она задабривала духа воды, бросая ее в колодец. Находившиеся рядом с девушкой ребятишки старались выловить монетку из колодца. Этот обряд был известен еще в старину и применяется в настоящее время. После его проведения невеста получала полное право открывать лицо перед своим супругом в любое время.

Одежда новобрачных

Национальный красочный костюм − играет важную роль во время свадебной церемонии. Однако не меньшего внимания удостаивается и свадебное платье невесты, которое представляет собой изделие достаточно сложное по фактуре. Жених обязательно одевает на свадьбу красный кушак, а молодая − разноцветный пояс.

Одним из обрядов башкирской свадьбы является перевоплощения молодой в супругу. Для этого свадебный головной убор заменяется на символический женский, который дает невесте право переступать порог дома своего возлюбленного.

Башкирская свадьба: традиции

Башкирская свадьба в традиционном представлении — это долгий культовый обряд, строго соблюдавшийся предками. Раньше за новобрачных между собой договаривались родители. И нередко невеста и жених впервые виделись уже на праздничном торжестве.

Предварительным этапом праздника является религиозный ритуал соединения брачных уз — «Никах», совершаемый мусульманским священником муллой. Ритуал проходит в мечети, но можно пригласить священнослужителя и домой. Заключая брак, мулла делает специальную запись в метрической книге. Многоэтапный обряд по традиции проводится дома у невесты и жениха.

Свадебные традиции и обряды Башкирии

В Башкирии размышлять и строить планы свадебного торжества родители начинают еще тогда, когда их дети совсем в юном возрасте. По достижении положенного возраста, молодым людям устраивают помолвку сыргатуй. Задолго до назначенного дня праздника родственники и родители начинают скрупулезную и серьезную подготовку. Родные убирают и вычищают дом, приусадебную территорию, шьют национальные костюмы, собирают невесте приданое. Свадебный обряд башкирского народа весьма многоэтапен и включает в себя следующие моменты:

  • Одобрение родителей на свадьбу с двух сторон.
  • Обсуждение технических моментов свадьбы: подарков, калыма, угощения.
  • Религиозное бракосочетание «Никах».
  • Старинные традиционные послесвадебные ритуалы.

Сговор родителей о свадьбе детей

У башкиров главой семьи считается мужчина, отец жениха. По древним обычаям именно он принимал решение о свадьбе, и за ним оставалось последнее слово. Мать и жениха отец спрашивал лишь символически, так как перечить главе дома было не принято. Затем организовывалась встреча с отцом будущей невесты. Если сватовство принималось благосклонно, начинался, пожалуй, самый сложный момент башкирской свадьбы — обсуждение калыма. В знак глубокого уважения к новым родственникам договаривающиеся стороны пили мед и кумыс из одной чаши.

Такой Сговор считается священным, и отказ от свадьбы после него практически невозможен. Если по каким-либо серьезным причинам торжество должно отмениться, калым следует вернуть в полном объеме, а нередко и в повышенном, в качестве компенсации морального ущерба.

Переговоры о калыме

Размеры выкупа на башкирской свадьбе не лимитируются и зависят только от финансового благополучия родителей. Красивая знатная невеста может получить огромный калым в виде поголовья разнообразного скота, транспорта, дорогой посуды, украшений, ковров, изысканных тканей, денег. Весь этот скарб составляет предметы будущей жизни молодых. Исключением могут стать лошади. Одно животное по традиции должно преподносится отцу невесты в качестве благодарности за хорошее воспитание дочери. Вторая лошадь используется как часть свадебного стола, так как конина — исконная башкирская еда. Нельзя оставлять без внимания и мать невесты, как правило, ее одаривают щедрым и красивым подарком: богатой лисьей дохой или шубой.

Родители невесты также должны преподнести молодым дорогие подарки, деньги или скот. Хорошим знаком считается личный презент от жениха невесте. Это может дорогое украшение, национальный халат или сапоги. После приятных хлопот с двухсторонними подношениями даров следует небольшое застолье.

Посещение дома невесты

Перед религиозным бракосочетанием родители невесты принимают у себя семью жениха. По традиции в доме девушки собирались все будущие родственники со стороны жениха. После вручения подарков, начинались обязательные приготовления к башкирской свадьбе. Отец жениха привозил лошадь, которую следовало заколоть и приготовить. Для этого отводился второй день торжества. После знакомства и ночевки родственники всей гурьбой резали животное. Для этого нужно было облачиться в обычную одежду, чтобы не испачкать праздничный наряд. В процессе активно участвовали и женщины, помогали, придирчиво оценивали конину на жирность. Интересной и веселой традицией была шуточная потасовка будущих родичей. Родственникам жениха приходилось в шутку отбиваться от сватов.

Приезд тестя с тещей к отцу жениха

По традиции башкирской свадьбы, через несколько дней после приезда сватов, тесть и теща наносят ответный визит дружбы в дом жениха. При этом гостей размещают раздельно, каждая половина дома должна быть поделена на мужскую и женскую.

Раньше проводился еще один самобытный ритуал. Мать невесты брала в дорогу сундук с таинственным содержимым. После угощения и беседы все гости шли на женскую половину, где требовалось открыть сундук, непременно посторонней женщине. В сундуке оказывались нитки, символические лоскуты ткани, этническая рубаха. Рубашка с поклоном вручалась отцу молодого жениха, нитки передавали старшему поколению женщин. Пожилые бабушки принимали дар с определенными молитвами, чтобы сберечь его в знак долгой супружеской жизни молодых. Лоскуты служили своеобразным предметом для дополнительного сбора денег, так как сваха продавала их гостям, а деньги отдавала молодой семье. Мать невесты вручала девушке мелкую птицу — символ перелета в другое гнездо. Затем все душевно прощались и разъезжались до следующего обряда.

Малая свадьба

Так называемая малая свадьба, то есть строгий религиозный ритуал при участии муллы традиционно проводится в доме невесты. Обычно на таком обряде присутствует все старшее поколение. Приглашенный священник торжественно спрашивает новобрачного о согласии на брак. Получив утвердительный ответ, начинают возноситься мусульманские молитвы. Окончательным этапом обряда должна стать запись о заключенном браке в документе. За свои услуги мулла получает плату в размере одного процента от стоимости калыма. Священная запись дает жениху полное право видеться с новобрачной в ее доме под присмотром пожилых родственниц.

Празднество Туй

Следующий шаг планомерного праздника — праздник Туй, во время которого тесть устраивает грандиозное торжество для новых родичей у себя дома. Праздник может затянуться на несколько дней, во время которых родители невесты накрывают стол богатыми угощениями. В перерывах между застольями устраиваются состязания по национальной борьбе, скачки на лошадях, веселые игры. Если доход родителей невесты более скромный, можно вполне ограничиться праздничной трапезой.

Отъезд невесты в дом своего мужа

Отъезд мужа и жены в свое жилье — не менее интересное событие. Башкирская свадьба богата различными оригинальными традициями и забавами. Например, чтобы не расставаться с любимой подругой, девушки-родственницы, сестры устраивают молодому мужу разнообразные препятствия. Невесту могут спрятать в лесу или привязать ее постель к дереву веревкой. Вокруг девушки разворачиваются настоящие баталии, частенько сопровождающиеся порчей одежды. Но таковы древние традиции, и их уважали.

Трогательным моментом считается всеобщее прощание родственников с юной новобрачной. Женщины с плачем обнимаются с девушкой, которая обходит все дома в деревне. Раньше над головой будущей супруги был растянут платок, который несли подруги. Юная жена одаривала на прощание подружек и родственников полотенцами, платками, бусами. Родственницы давали ей деньги в дорогу и подарки на память.

На башкирской свадьбе с невестой всегда должна быть близкая родственница, которая провожает ее до будущего дома. Там женщина может устроить шуточную продажу невестки свекру и получить денежный выкуп. После обряда молодая жена была обязана встать перед новыми родителями на колени, трижды преодолевая их сопротивление. Затем следовал обмен мелкими подарками с двух сторон.

Следующий день после свадьбы

Если вспомнить самые древние обычаи, то после первой брачной ночи в новом доме, поутру, молодая жена в сопровождении родственников и детей должна была сходить по воду с коромыслом и ведрами. Набрав студеной воды, девушка бросала в воду монетку из серебра, прикрепленную к нитке. Этот обряд является поклонением древнему духу воды. Если кому-то из детей удавалось выловить ценный приз, юная жена могла открывать лик законному супругу.

Что принято одевать молодым в Башкирии на свадьбу

Башкирская свадьба — серьезное и хлопотное мероприятие, которое требует хорошей подготовки. Отдельно стоит описать красочный национальный костюм для торжества. Башкиры любят яркие насыщенные цвета, с вышивкой тамбурным швом. Свадебное платье по своей фактуре достаточно сложное. Пышная юбка украшается атласной тесьмой разных цветов, оборками, причудливыми узорами. Поверх основного наряда набрасывается богато украшенный халат.

Во время башкирской свадьбы происходит еще один увлекательный обряд перевоплощения невесты в жену путем переодевания. Под плач и причитание с невесты снимают свадебный убор и меняют на символический женский. После этого молодая жена может переступить порог дома мужа. Свадебный убор выбирается в виде платка, как в Юго-Восточной Башкирии или в форме колпака, расшитого камнями, серебром, кораллами, бисером.

Важную роль в свадебном одеянии играют цвета. Палитра башкирской свадьбы — это алый, насыщенный синий, ярко-зеленый. Для жениха шьется красный кушак на пояс, образ невесты украшают разноцветным пояском. Раньше башкирская одежда возводилась в культ, ее месяцами расшивали и украшали, и такие элементы гардероба служили хорошими подарками. Молодая невеста перед таинством может подарить суженному рубашку, сшитую и украшенную собственноручно или национальный головной убор.

Башкирская свадьба: традиции

В Башкирии решение о женитьбе детей традиционно принимали родители, причем бывали случаи, когда молодые до дня свадьбы даже не виделись. Обряд бракосочетания обычно проходил дома. С этой целью приглашался мулла для официального заключения брака и соответствующей записи об этом в метрической книге. Традиции башкирской свадьбы имеют долгую историю, но, как и сейчас, раньше церемония могла проходить дома или в мечети.

Свадебные традиции и обряды Башкирии

Планы о будущей свадьбе возникали у родителей, когда их детям было еще по 5 лет. Традиционно у башкир проводился обряд «сыргатуй» – помолвка будущих суженных. Когда приближалось время обручения, семьи начинали тщательную подготовку к торжеству: собирали приданное, шили наряды, готовили дом к приезду гостей. Башкирский свадебный обряд включает несколько этапов:

  • Переговоры и обозначение условий свадьбы (сватовство, сговор).
  • Церемония бракосочетания (никах).
  • Послесвадебные традиции, ритуалы и обычаи.

к содержанию ↑

Сговор родителей о свадьбе детей

Согласно башкирским традициям, отец молодого, посоветовавшись с супругой, спрашивал у будущего жениха, согласен ли тот на брак. Глава семейства определял, кто станет невестой. Причем мать хоть и участвовала в процессе выбора, но лишь косвенно. После определения будущей невестки отец шел к потенциальному тестю договариваться о свадьбе. Как только было получено согласие отца девушки, стартовали переговоры о калыме.

Для подтверждения заключения брачного соглашения обе семьи (невесты и жениха) традиционно пили из одной чаши кумыс или мед. После этого девушка становилась невестой, и родители уже не имели права отдать ее замуж за другого, даже если в будущем выбранный жених становился неподходящей парой (например, при ухудшении финансового состояния). Если же отец принимал решение об отказе от свадебного договора, то по традиции он должен был откупиться, отдав мужчине деньги или скот.

Переговоры о калыме

Величина свадебного башкирского калыма определялась финансовыми возможностями обеих семей. Он традиционно состоял из скота, обуви, одежды и другого добра. Все подарки шли невесте, исключая лошадей. Одну из них отдавали отцу девушки, а вторую закалывали к свадебному обеду. Мать невесты получала в качестве выкупа за дочь лисью шубу. Невзирая на то, что размер калыма для башкирской свадьбы по традиции мог колебаться, предусматривались обязательные подарки, которые должен был преподнести семье будущей супруги жених. К ним относились:

  • Матери – лисья шуба.
  • Отцу – лошадь.
  • Для традиционного свадебного угощения – вторая лошадь (иногда ее заменял баран или корова) и 10-15 рублей на расходы.
  • Ткань для платья невесты и деньги на украшения.

Весь остальной выкуп (если таковой имелся) передавался отцу невесты, который в ответ дарил молодой семье деньги, скот. Нареченная от жениха в довесок ко всему получала «малый калым» в виде платка, скатерти, халата, сапогов и других традиционных вещей. Заключение условий, связанных с размером выкупа, традиционно отмечалось каким-либо скромным угощением.

Посещение дома невесты

За пару дней до первого визита жениха к невесте, когда муллой будет формально заключен брак, отец девушки по башкирской традиции приглашает в свой дом родственников и говорит о приезде сватов. Когда приглашенные согласятся помочь в организации свадьбы, семья молодой зовет гостей со стороны жениха. Отец жениха при первом посещении дома невестки привозит с собой лошадь (которую позже закалывают). Все приехавшие на свадьбу гости останавливались в доме семьи невесты. Их угощали традиционным бишбармаком, после чего начиналось вручение привезенных молодым подарков.

На ночь гости распределялись по домам живущих в этой же деревне родственников семьи невесты. На следующий день свадьбы по традиции резали лошадь. В этом процессе участвовали не только мужчины, но и женщины, которые проверяли: жирное ли мясо. Гости, зная, что их ожидает, надевали простую одежду. Когда приглашенные приходили в условленное место, на них с криком накидывались свахи, и начиналась массовая потасовка, которая была традиционной свадебной забавой башкир.

Приезд тестя с тещей к отцу жениха

Пробыв у сватов пару дней, гости разъезжаются по домам. Позже тесть с тещей отправляются к отцу молодого. Причем к их приему подготавливались специальные комнаты – мужская и женская. Мать девушки, по башкирской традиции, привозила сундук, в котором лежали платок, ситцевые лоскуты, нити и рубаха. После обеда мужчины отправлялись в женскую комнату, где мать невесты предлагала кому-нибудь из присутствующих женщин открыть сундук.

За это согласившаяся женщина получала в подарок платок, а лоскутки ткани сваха продавала мужчинам за символичную плату. Нити преподносились старухам, которые не давали ничего в ответ, но принимали их с молитвами. А рубашку традиционно дарили отцу жениха, взамен он отдавал семье девушки какую-нибудь скотину. После раздачи подарков сваты прощались и уезжали домой.

Малая свадьба

По традиции, башкирский свадебный обряд происходил в доме отца невесты. Здесь собирались старики, которые раньше присутствовали во время сватовства. Приходил мулла и спрашивал отца молодой, согласен ли он на женитьбу. Если ответ был положительным, то мулла читал часть из Корана и вносил брачный договор в метрическую книгу. За это ему традиционно платили 1% от суммы калыма. После этого жених получал законное право в качестве мужа посещать нареченную в доме ее отца.

Празднество Туй

После уплаты свадебного калыма жених со своими родственниками приезжал за женой в дом тестя. Тот заранее готовился к приезду жениха, устраивая традиционный праздник Туй. Однако если глава семейства девушки не был богат, то ограничивался предложением скромного угощения. Башкирский праздник Туй, по традиции, проходил на протяжении 2-3 дней. Богатые родители устраивали борьбу, скачки, игры, общую пышную трапезу.

Отъезд невесты в дом своего мужа

Когда наступало время отъезда молодых, по традиции, сестра молодой и другие родственницы устраивали разные козни и препятствия. Для этого они относили в лес постель девушки и завязывали ее тугими узлами веревкой, концы которой скрывали под корнями деревьев. Саму новобрачную садили на постель, после чего за нее начинали бороться подруги и родственницы жениха. Эта древняя традиция башкирских свадеб, которая часто несла обеим сторонам серьезный ущерб в виде порванной одежды.

Прежде чем уехать, молодая, по традиции, прощалась с родственниками. Она обходила дома всех родных в деревне. Окружали девушку 4 подруги, которые за углы держали над ее головой платок и поднимали плач. Каждой родственнице молодая дарила скатерть, полотенце, нити. Взамен женщины традиционно давали нареченной деньги и другие ценности. После этого подруги надевали на молодую лучший костюм и отводили к телеге, которая должна была отвезти ее к мужу. Причем девушка оказывала активное сопротивление, пока братья и отец не подарят ей что-нибудь.

По башкирской традиции, молодую сопровождала одна родственница, которая «продавала» ее за выкуп отцу молодого. Когда девушка впервые переступала порог дома мужа, она должна была три раза стать на колени перед свекрами, которые после каждого следующего раза поднимали новобрачную. После чего она одаривала родственников мужа подарками, а они в ответ преподносили щедрые дары ей.

Следующий день после свадьбы

Утром, по традиции, новобрачную отправляли с коромыслом и ведрами к колодцу за водой. С собой она брала серебряную монету, привязанную к ниточке. Этот символичный предмет молодая башкирская жена бросала в воду как жертву водяному духу. Дети, которые окружали ее в это время, активно пытались выловить монетку из воды. С этого момента девушка могла без стеснения открывать лицо перед супругом.

Что принято одевать молодым в Башкирии на свадьбу?

К башкирской свадьбе готовились очень тщательно. Для новобрачных шилась нарядная одежда, которую после церемонии они могли надевать по торжественным случаям. Традиционный праздник был насыщен яркими цветами, которые в него привносили пестрые женские платья с пышной юбкой, украшенные разноцветными атласными лентами, узорами, полосками и оборками. В некоторых регионах Башкирии свадебные платья по традиции украшались вышивкой тамбурным швом. Сверху на основной наряд надевали халаты и камзолы.

Важным в башкирском свадебном обычае было традиционное переодевание невесты в костюм женщины. Этот ритуал проходил перед исполнением молодой причитаний, после чего ее забирали в дом мужа. Особое значение имел головной убор нареченной. Нередко на свадьбе с девушки снимали ее убор и надевали женский. В Юго-Восточной части Башкирии голову невесты покрывали платком, поверх которого надевался шлемообразный кашмау из серебра и кораллов. В другой местности роль головного убора традиционно исполнял колпачок, вышитый бисером.

Предметы одежды башкир, которые служили подарками, обладали знаковой символикой. Невеста перед свадьбой преподносила своему будущему мужу рубаху, воротник и рукава которой она ранее вышивала. В довесок девушка вручала жениху тюбетейку и тканые штаны. Цвета свадебной одежды много значили, поэтому традиционно использовались яркие оттенки красного, синего или зеленого. Жених на свадьбу подпоясывался кушаком красного цвета, а для башкирской нареченной шился пояс из ярких лоскутков.

Видео: традиционная башкирская свадьба

Традиционно башкирская свадьба и рождение здорового потомства считались делами достойного человека, который заботится не только о своем личном счастье, но и о доле своего народа. Если раньше торжество проходило с размахом и длилось на протяжении нескольких дней (а порой недель), то современная башкирская свадьба проводится намного скромнее, без соблюдения всех традиционных обрядов и с отсутствием щедрого приданного.