Конкурс воздушные бомбардировщики

Бомбардировщик — подвижная игра (конкурс)

Количество игроков: любое
Дополнительно: монеты
Игроки делятся на две команды. Каждому выдается горсть монеток (чем больше, тем лучше). На расстоянии около 4-5 метров от играющих ставится какая-либо емкость (в нашем случае это была 3-х литровая стеклянная банка). Игрокам предлагается переложить монеты в банку, зажав их между ног и преодолев расстояние, отделяющее их от заветной “банки”.
Выигрывает тот, у кого меньше монет рассыпалось по полу.

  • Оставить комментарий
  • 2104 просмотра

Смотрите также

Спиртометр

Эта игра особенно интересна, когда гости уже не совсем трезвые. Для проведения этой игры нужно заранее приготовить кусок ватмана, на который фломастером нанесена шкала по вертикали. На шкале, по возрастающей линии снизу вверх указаны градусы – 40, 30, 20, 10. Задача участников — нагнуться и протянув руку к «спиртометру» между ног, отметить градусы на шкале фломастером. Расстояние между градусами на шкале нужно сделать не слишком близким, чтобы участники тянулись рукой как можно выше. Ведь каждому хочется показать, что он трезвее остальных.

Гарем

С помощью резинок для волос можно провести конкурс «Гарем». В нем главные роли принадлежат мужчинам. Каждый из мужчин получает резинки определенного цвета (одному – красные, другому – зеленые и так далее). За несколько минут каждый из участников должен «окольцевать» как можно большее количество женщин. Кольцо – резинку надевают дамам на запястье. Потом количество резинок подсчитывается и определяется самый проворный участник.

Прищепки

Гости должны разбиться по парам. В каждой из пар – женщина и мужчина. На заднюю часть одежды партнерши прикрепляются прищепки. Задача партнера – зубами с завязанными глазами переместить прищепки с задней части одежды на одежду на груди партнерши. Побеждает та пара, которая выполнила задание первой. Читать далее @title

Вагончики — подвижная игра для взрослых

Количество игроков: чем больше, тем лучше
Дополнительно: стулья
Читать далее @title

Составь число — игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: перекидной календарь
Эта игра проводится во время танцев. Перед началом каждого танца ведущий называет любое число от 35 до 55, и играющие должны собраться в пары таким образом, чтобы сумма чисел на листках их календаря равнялась этому числу.
Допустим, назвали число 37. Значит пару составляют играющие, у которых листки календаря с числами 30 плюс 7, или 18 плюс 19, или 25 плюс 12 и т. д. Во всех случаях побеждает тот, кто выполнит задание раньше других.

Стометровка — подвижная игра для взрослых

Количество игроков: по 2 участника от каждой команды
Дополнительно: 2 рулона туалетной бумаги
Ведущий выдаёт по рулону туалетной бумаги игрокам (желательно с названием 100 метров, чтоб к названию конкурса подходило). Первые участники разматывают её по лужайке, полю или залу, а вторые сматывают и сдают опять готовые рулоны ведущему.
Потом эти рулоны можно ещё использовать для конкурса «мумия», т.е. обмотать кого-то этой бумагой.

Передавай шапку — игра (конкурс) для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: 2 шапки
Все участники встают в два круга — внутренний и внешний. У одного игрока на голове шапка, ее нужно пустить по своему кругу, условие одно — шапку передавать с головы на голову, не касаясь ее руками. Выигрывает та команда, в которой игрок под номером один вновь окажется в шапке.

Не зевай ка — подвижная игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Игроки встают в круг спиной к центру и к водящему. У водящего в руках мяч. Он начинает отсчёт от 1 до 5. После числа 5 он называет имя одного из игроков и подбрасывает мяч вверх. Задача того, чьё имя назвали — быстро обернуться и поймать мяч либо на лету, либо только после одного удара о землю. Кому это не удалось три раза — выбывает из круга.

Гонки — подвижная игра для взрослых

Количество игроков: четное
Дополнительно: нет
Игроки становятся в пары: один — лицом вперед, другой — спиной, а сцепились локтями. Пробежали метров 20 — задний ход! Теперь всё поменялось: вперед смотрящей стала другая голова Тянитолкая.
Опять-таки не любые могут составить пару; но здесь, наверно, важно прежде всего, чтобы ростом один от другого не очень отличался.

Три палочки — подвижная игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: 3 палочки длинной около 1 метра
Эта игра развивает ловкость. Палочки положите на землю параллельно, одну под другой, на расстоянии 0,5 метра. Игроки становятся в ряд друг за другом. Первый разгоняется и перепрыгивает через каждую палочку. Перепрыгивать можно одной ногой. Наступать на палочки нельзя!
Когда последний перепрыгнет через все палочки, он передвигает палочку, которую он перепрыгнул последней, на то место, где он приземлился. Среднюю палочку сдвигают так, чтобы она находилась на равном расстоянии между крайними.
Читать далее @title

Картотека подвижных игр и эстафет на военную тему.
картотека

Картотека подвижных игр и эстафет на военную тематику.

Скачать:

Вложение Размер
podvizhnye_igry.docx 236.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

на военную тему.

Подготовила воспитатель: Петрикова Н. С.

Картотека подвижных игр и эстафет на военную тему.

Игра «Вертолёты».
Дети делятся на две команды. По залу разложены два обруча, в каждом обруче стоит флажок под цвет обруча (красный, синий или др. цветов) – обозначающий ангар. Детям раздается по две ленты на кольцах одного цвета. Цвета лент соответствуют цвету флагов и обручей. По сигналу воспитателя: «К полету готовься!» дети заправляют вертолёты (наклоняются, заводят мотор, кружат руками перед грудью). По команде: «Взлетаем! » берут ленты за кольца, поднимают руки вверх и летят (разбегаются в разные стороны). По команде «На посадку! » летчики ведут вертолеты и приземляются в свой ангар. Во время следующего полета, воспитатель незаметно меняет флажки в обручах. Те дети, которые приземлились в чужой ангар, выбывают из игры. Побеждает та команда, которая быстро займет свой ангар в полном составе или с наименьшей потерей лётчиков.

Игра «Сапер»
По залу разбросаны шары двух цветов-мины. Напротив каждой команды стоит корзина. По сигналу «Собрать мины» каждая команда собирает шары своего цвета. Побеждает та команда, которая быстрее соберет шары.

Игра «Снайпер»
Дети делятся на две команды. Каждая команда выстраивается в свою шеренгу и попадает снарядами (катать мяч) в цель (сбивают кегли). Побеждает команда, которая раньше собьёт все кегли.

Игра «Тоннель»
Все участники обеих команд выстраиваются парами лицом друг к другу, берутся за руки и приседают. Последняя пара пролезает в тоннель на животе (как разведчики) и выбираются на свободу. Дети, образующие тоннель задевают разведчиков руками по спине, щекочут, слегка постукивают. И так в тоннель пролезают по очереди все участники игры.
Подвижная игра «Самолёты»
По команде воспитателя «Заводим моторы! » — дети делают вращательные движения руками перед грудью. При команде: «Самолёты летят» дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и бегают врассыпную. По сигналу воспитателя: «На посадку! » — дети садятся на скамейку.

Подвижная игра «Танки»
На полу в центре зала лежат обручи – танки, по количеству на один меньше, чем детей. Под музыку дети бегают вокруг обручей. Как закончилась музыка, каждый участник торопится занять место в «танке» (становится в обруч). Тот, кому не хватило «танка» (обруча, выходит из игры. После чего убирают один обруч. Игра продолжается до тех пор, пока не останется два игрока и один обруч.
Подвижная игра «Лошадки»
Дети делятся на две группы: одни изображают «лошадок», другие – «конюхов». Каждый «конюх» имеет «вожжи» — скакалки. По сигналу воспитателя «конюхи» ловят «лошадок», «запрягают» их (надевают «вожжи»). По указанию воспитателя дети могут ехать (бежать в паре) тихо, рысью или вскачь. Через некоторое время «лошадей» распрягают и выпускают на луг, «конюхи» садятся отдыхать. Через 2-3 повторения игры дети меняются ролями. В игре дети чередуют движения: бегают, подпрыгивают, ходят шагом и т. п. Можно предложить разные сюжеты поездок: на скачки, за сеном, в лес за дровами. Если «конюх» долго не может «поймать» какую-либо из «лошадей», другие «конюхи» помогают ему.
Подвижная игра «Моряки и акула».
Моряки купаются, бегают по всему залу! Не толкаемся! Плывёт акула, все на корабль! (3-4 раза) .
Хороводная игра «В Армии служат разные войска».
Дети стоят в кругу. Воспитатель даёт команды, дети выполняют соответствующие им движения:
В Армии служат моряки (руки друг другу на плечи, качаются из стороны в сторону как волны) ;
В Армии служат солдаты (маршируют на месте) ;
В Армии служат кавалеристы, конные войска (скачут как лошадки) ;
В Армии служат лётчики (заводим мотор) ;
В Армии служат танкисты (садятся на корточки вытягивают руки с сомкнутыми ладонями вперёд – танк) .

Эстафета «Пройди полосу препятствий»
— перешагнуть через кегли (не уронив их)
-проползти на животе под дугой
-проползти на четвереньках сквозь обруч и бегом вернуться назад

Эстафета «Всадники»
Участники из каждой команды садятся на большие мячи. По сигналу начинают скакать на них до флажков и обратно, побеждает та команда, которая быстрее всех пройдет эту эстафету.

Эстафета «Доставь конверт с секретным донесением».
По сигналу взрослого первый ребенок бежит с конвертом между конусами «змейкой» к обручу, оставляет его, следующий ребенок забирает из обруча и передает следующему игроку. Выигрывает команда быстро и правильно справившаяся с

Эстафета «По окопу – огонь»

Игроки каждой команды берут в руки по два мягких мяча и начинают перебрасывать на территорию противника. После сигнала подсчитывается, сколько мячей осталось на территории. Чем меньше мячей – тем лучше и больше очков заработала команда.

Эстафета «Боевая тревога»

По сигналу «Боевая тревога» участники команд по сигналу бегут по одному к назначенному месту, надевают морскую форму пилотки и бескозырки и возвращаются обратно.

Эстафета »Поднять якорь» (для капитанов)

В эстафете принимают участие по одному участнику от каждой команды. Каждому участнику дается палочка, на которой привязан якорь из картона. Нужно как можно быстрее накрутить веревку (ленточку) на палочку до столкновения якоря с палкой.

Эстафета «Взлетная полоса»

Первый участник команды кладет на вытянутую руку с расправленной ладонью альбомный лист бумаги. В таком положении он должен пройти до условленного места и там оставить свой лист. Двигаться нужно осторожно, потому что лист легкий и все время стремиться слететь с руки. Следующий игрок положит свой лист рядом с первым листом. И так далее. Из листов выкладывается «взлетная полоса».

Эстафета «Склад боеприпасов»

Каждая команда должна перенести кегли из обруча в коробки, стоящие на финише. Кеглей должно быть в обруче столько, сколько игроков в командах.

Вам потребуется 20-30 надутых воздушных шариков, разбросанных в хаотичном порядке по залу. Включается песня «Бомбардировщики». Задача участников, пока звучит музыка, бегать по залу и изображать самолет. Как только музыка выключается, тут же наши бомбардировщики должны будут взорвать бомбы, то есть сесть на шарик и лопнуть. Побеждает тот, кто взорвал самое большое количество бомб.

Эстафета «Переправа через болото».
Нужно дойти до ориентира (конуса, прыгая по «кочкам» (кольца диаметром меньше обруча) на одной ноге, не оступившись и обратно, передав эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, которая быстро и правильно справилась с заданием.

Эстафета «Кавалеристы».
Напротив каждой команды на определённом расстоянии поставлены конусы. По сигналу взрослого впереди стоящие дети «садятся на коня» (большие мячи) и скачут до конусов, оббегают их змейкой и возвращаются в свою команду. Передают коня следующим игрокам. Выигрывает команда, быстро справившаяся с заданием.

Эстафета «Моряки».
Подъем на мачту корабля по канату. Канат лежит на полу напротив каждой команды, наступая на него, передвигаться вперед боком приставным шагом, по очереди. Выигрывает команда, быстро справившаяся с заданием.

Эстафета «Танкисты».
Имитация гусеницы танка. Дети стоят в колонне по одному всей командой, положив руки на плечи друг другу, двигаются вперед до ориентира (конуса) и обратно. Чья команда быстрее справится с заданием, та и выигрывает.

15 главных самолетов Второй мировой: стальные птицы

Германия

Messerschmitt Bf.109

Фактически целое семейство немецких боевых машин, общее количество которых (33 984 штук) делает 109-й одним из самых массовых самолетов Второй мировой. Использовался в качестве истребителя, истребителя-бомбардировщика, истребителя-перехватчика, самолета-разведчика. Именно в качестве истребителя «мессер» заслужил у советских пилотов печальную славу – на начальном этапе войны советские истребители, такие, например, как И-16 и ЛаГГ, явно уступали в техническом отношении Bf.109 и несли тяжелые потери. Лишь появление более совершенных самолетов, например Як-9, позволило нашим пилотам сражаться с «мессерами» почти на равных. Самой массовой модификацией машины стал Bf.109G («Густав»).

Messerschmitt Me.262

Самолет запомнился не своей особенной ролью во Второй мировой, а тем, что оказался первенцем реактивной авиации на поле боя. Me.262 начали конструировать еще до войны, однако настоящий интерес к проекту пробудился у Гитлера только в 1943 году, когда люфтваффе уже растеряла свою боевую мощь. Me.262 обладал уникальными для своего времени показателями скорости (около 850 км/ч), высоты и скороподъемности и поэтому имел серьезные преимущества перед любым истребителем того времени. В реальности же на 150 сбитых самолетов союзников пришлось 100 потерянных Me.262. Низкая эффективность боевого применения объяснялась «сыростью» конструкции, малым опытом использования реактивной авиации и недостаточной подготовкой пилотов.

Heinkel-111

Вероятно, самый узнаваемый бомбардировщик люфтваффе был разработан в начале 1930-х годов под видом гражданского транспортного самолета (создавать ВВС Германии запрещал Версальский договор). На начало Второй мировой Heinkel-111 был самым массовым бомбардировщиком люфтваффе. Он стал одним из главных персонажей Битвы за Англию – она явилась результатом попытки Гитлера сломить волю к сопротивлению британцев путем массированных бомбовых налетов на города Туманного Альбиона (1940 год). Уже тогда стало понятно, что этот средний бомбардировщик морально устарел, ему не хватает скорости, маневренности и защищенности. Тем не менее самолет продолжали использовать и производить вплоть до 1944 года.

Junkers Ju 87 Stuka

Выпускавшийся в нескольких модификациях пикирующий бомбардировщик Ju 87 стал своего рода предтечей современного высокоточного оружия, так как метал бомбы не с большой высоты, а с крутого пикирования, что позволяло более точно нацелить боеприпас. Был очень эффективен в борьбе против танков. Ввиду специфики применения в условиях высоких перегрузок машину оснащали автоматическими воздушными тормозами для выхода из пике в случае потери пилотом сознания. Для усиления психологического эффекта пилот при атаке включал «иерихонскую трубу» — устройство, издававшее страшный вой. Одним из самых знаменитых пилотов-асов, летавших на «Штуке», был Ганс-Ульрих Рудель, оставивший довольно хвастливые воспоминания о войне на Восточном фронте.

Focke-Wulf Fw 189 Uhu

Тактический разведывательный самолет Fw 189 Uhu интересен прежде всего своей необычной двухбалочной конструкцией, за которую советские солдаты прозвали его «Рамой». И именно на Восточном фронте этот разведчик-корректировщик оказался наиболее полезным гитлеровцам. Наши бойцы хорошо знали, что вслед за «Рамой» прилетят бомбардировщики и нанесут удар по разведанным целям. А вот сбить этот тихоходный самолет было не так-то просто из-за его высокой маневренности и отличной живучести. При приближении советских истребителей он мог, например, начать описывать круги небольшого радиуса, в который скоростные машины просто не могли вписаться.

Вероятно, самый узнаваемый бомбардировщик люфтваффе был разработан в начале 1930-х годов под видом гражданского транспортного самолета (создавать ВВС Германии запрещал Версальский договор). На начало Второй мировой Heinkel-111 был самым массовым бомбардировщиком люфтваффе. Он стал одним из главных персонажей Битвы за Англию — она явилась результатом попытки Гитлера сломить волю к сопротивлению британцев путем массированных бомбовых налетов на города Туманного Альбиона (1940 год). Уже тогда стало понятно, что этот средний бомбардировщик морально устарел, ему не хватает скорости, маневренности и защищенности. Тем не менее самолет продолжали использовать и производить вплоть до 1944 года.

Союзники

Boeing B-17 Flying Fortress

Американская «летающая крепость» в ходе войны постоянно наращивала свою защищенность. Вдобавок к великолепной живучести (в виде, например, способности вернуться на базу с одним целым мотором из четырех) в модификации В-17G тяжелый бомбардировщик получил тринадцать 12,7-мм пулеметов. Была разработана тактика, в рамках которой «летающие крепости» шли над вражеской территорией в шахматном порядке, защищая друг друга перекрестным огнем. Самолет оснастили высокотехнологичным на то время бомбовым прицелом Norden, построенным на основе аналогового вычислителя. Если британцы бомбили Третий рейх в основном в темное время суток, то «летающие крепости» не боялись появляться над Германией в светлое время суток.

«Черный четверг» ВВС США. Две версии одного воздушного боя над Кореей

12 апреля не только День космонавтики. 70 лет назад на эту дату выпала крупнейшая неудача американской авиации со времен Второй мировой войны. В тот день от советских истребителей погибло и пострадало немало американских самолетов. Сколько их было?

Отсель грозить мы будем Штатам

Шла война в Корее. 70 лет назад, 12 апреля 1951 г., 48 американских тяжелых бомбардировщиков B-29 в сопровождении почти 150 истребителей отправились бомбить железнодорожный мост через реку Ялуцзян. Через этот объект в коммунистическую Корею шла военная и гуманитарная помощь из коммунистического Китая. Мост с китайской территории прикрывали летчики из Коммунистического СССР.

Согласно официальной версии, по тревоге в воздух было поднято 36 советских истребителей МиГ-15. Менее чем за 20 минут боя они на месте уничтожили 12 бомбардировщиков и 5 истребителей ВВС США. Еще 13 были повреждены и упали в море. На базу вернулись только 23 самолета. Советские летчики потерь не понесли. Мост не пострадал.

За 70 лет эта версия событий забронзовела и стала общепринятой, хотя есть и другие. Но прежде чем их описать, позвольте представить основных действующих лиц драмы в воздухе — не людей, а самолеты. Итак, В-29, четырехмоторный, американский «стратег», поднимающий до 9 тонн бомб. На 1951 г. считается устаревшим. МиГ-15 — новейший советский реактивный истребитель. F-86 «Сейбр» — очень похожий на МиГ американский истребитель.

Что писал полковник

Полковник Евгений Пепеляев в 1949 г. был назначен командиром 196-го истребительного авиационного полка. В 1951 г. полк в составе 324-й истребительной авиадивизии (иад) отправили в Китай. Он базировался на аэродроме Андунь близ корейской границы. Первоначально предполагалось, что советские летчики будут только обучат корейских летать на реактивных истребителях, но.

Пепеляев совершил в Корее 108 боевых вылетов и сбил 23 американских самолета. Значительно позднее он написал отличную книгу «“МиГи” против “Сейбров”», впервые опубликованную в 2000 г. В ней успехи советских летчиков выглядят скромнее. Вот что он пишет про «черный четверг»:

«Одним из самых массовых налетов американской авиации на железнодорожный мост через р. Ялуцзян у населенного пункта Сингисю — единственной железнодорожной магистрали, питающей войска в Корее, — был налет 12 апреля 1951 года. В нем участвовало более 40 бомбардировщиков B-29 в колонне четверок и троек под непосредственным прикрытием мелких групп истребителей F-80 и F-84 (тоже реактивные, но не столь новые, как МиГ-15 и А-86 — АиФ). Всего около сотни самолетов. Кроме того, в налете участвовали группы сковывающих истребителей F-86 — около 50 самолетов.

На отражение этого налета с аэродрома Андунь было поднято около 50 самолетов МиГ-15, все исправные самолеты 324-й авиадивизии… Истребители 324-й иад колонну B-29 встретили до подхода к месту. Воздушный бой проходил на высоте 7-8 тысяч метров в течение 20 минут. Самолеты МиГ-15 парами, четверками атаковали и вели огонь по группам B-29, не обращая большого внимания на самолеты непосредственного прикрытия. В этом воздушном бою было сбито несколько самолетов B-29 и истребителей прикрытия, два или три B-29 сбили летчики 196-го полка.

Большая группа самолетов F-86 в бою не участвовала, так как не вышла в зону боя в заданное время и оказалась в стороне от маршрута бомбардировщиков и района воздушного боя, чем упростила действия наших истребителей. Часть бомбардировщиков B-29 прорвалась через заслон самолетов МиГ-15 и свою задачу выполнила. Одна управляемая бомба попала в цель, повредила мост и вывела его из строя на несколько дней.

Кстати, в США тоже есть своя официальная версия «черного четверга». Согласно ей, были сбиты 3 бомбардировщика, еще 7 пострадали, но вернулись на аэродром. После этого налеты В-29 на Корею прекратились на 3 месяца.

Почему истребители летают парами?

Истребители обычно летают парами. Не поодиночке, не по трое, а именно парами. Почему? Сейчас разберёмся.

Как и всякое новое дело, тактика воздушного боя приобретала форму постепенно. Поначалу, в отсутствие опыта, приходилось идти путём проб и ошибок. Первые сражения самолётов происходили по-всякому, но чаще всего один на один. Просто самих самолётов тогда было не очень много и занимались они в основном разведкой, летая поодиночке.

Потом, когда появились истребители — специализированные самолёты для уничтожения себе подобных, — быстро стало ясно, что один в поле не воин. Но и принцип «чем больше, тем лучше» тоже не работает — управлять большой стаей машин без связи нереально, координировать действия друг с другом лётчики тоже не могут, в итоге больше мешают товарищам, чем помогают. Нужно было найти баланс, промежуточный вариант.

Им стало звено — три истребителя. Один — ведущий, то есть главный. Два ведомых — его помощники, прикрывающие от вражеских атак и оказывающие огневую поддержку. Управлять ведомыми, когда их всего двое, ведущему было довольно просто — в большинстве случаев хватало принципа «делай как я, лети за мной, стреляй во всех, кто попытается сесть мне на хвост». Для этого даже рации не нужно. Такая тактическая схема сложилась ещё в годы Первой мировой и продержалась несколько десятилетий.

Но в итоге практика показала, что и три самолёта — это многовато. Даже при наличии рации. Ведомому надо не только следовать за ведущим и присматривать за его хвостом, но и одновременно следить за вторым ведомым, чтобы не столкнуться с ним и не оказаться на линии его огня. В итоге два ведомых больше создавали лишнюю нагрузку друг на друга, чем помогали. Кроме того, так как из звена активно воюет только ведущий, получается, что непосредственным уничтожением врага (то есть прямой обязанностью истребителя) занимается лишь каждый третий самолёт.

Так что со временем от тактики звеньев отказались и перешли на работу парами — ведущий и один ведомый. Это и оказалось оптимальным числом. Как выяснилось, пара оказывается сильнее тройки за счёт большей свобода манёвра. А если говорить о крупных формациях, то начинает играть роль и превосходство в огневой мощи — ведь врага атакует уже каждый второй истребитель. Советская авиация перешла к действиям парами во время войны, проанализировав результаты уже состоявшихся воздушных сражений.

В наши дни ситуация поменялась — появились компьютеры, берущие на себя значительную часть управления самолётом, а вооружение больше не требует приближаться к цели на дистанцию «когда видны заклёпки на обшивке» и притом непременно с хвоста. Истребители продолжают действовать парами, но скорее по традиции. Какой будет идеальная тактика воздушных боёв современности, как обычно, покажет практика. Источник

Советский огненный таран 22 июня: Немецкий врач о его эффективности

Пятнадцать артиллеристов уже мертвы… Еще девять очень сильно обожженных солдат

Огненный таран – когда подбитый и загоревшийся самолет таранил наземную цель противника, советские летчики начали применять уже в первые дни войны. Самым известным из них (но далеко не единственным) стал огненный таран, который совершил экипаж капитана Гастелло 26 июня 1941 года.

А насколько результативным мог быть такой жертвенный подвиг советских летчиков по оценке немцев? Военному врачу Генриху Хаапе «посчастливилось» узнать, что происходит с немецкой колонной, в которую врезался горящий советский бомбардировщик, уже 22 июня. Описал это Хаапе в мемуарах «Оскал смерти. 1941 год на Восточном фронте. ».

Его часть успешно наступала в Литве: «Большинство пограничных застав русских уже взяты штурмом и объяты бушующим пламенем. Защитники лишь нескольких отдельных блиндажей все еще продолжают отважно и отчаянно защищаться, но и они вскоре будут окружены и разбиты».

Избежать излишнего «головокружения от успехов» Генриху Хаапе помогла гибель офицера: «В нашем батальоне — один погибший офицер. Это совсем еще молоденький лейтенант Шток, его жизнь оборвана пулей русского снайпера. Тело было обнаружено на вытоптанном кукурузном поле… Произошло это за какие-то считаные доли секунды — за тот ничтожно крохотный промежуток времени, который потребовался маленькой свинцовой пуле, чтобы долететь из дула русской снайперской винтовки до его сердца».

Выстрел в сердце вражеского офицера – это работа подлинного профессионала, настоящего «ворошиловского стрелка». Надо отметить, что такие искусные стрелки, выбивающие германских офицеров и унтер-офицеров, по немецким воспоминаниям часто портили им впечатление от действительно крупных успехов первых дней войны и заставляли задуматься о будущем.

Хаапе писал: «Я с пронзительной ясностью осознал вдруг, что нашему батальону предстоит еще столько всего такого, что воспоминания о молодом лейтенанте Штоке и о его тонких пальцах пианиста будут постепенно просто вытеснены огромным количеством других, не менее трагических событий». Предчувствия его не обманули…

А стремительное немецкое наступление продолжалось. Воздушную атаку советских бомбардировщиков успешно отразили немецкие истребители: «109-е устремились на них, как ястребы на стаю голубей! Атаковали они со стороны солнца, на пикировании. Проведя первую атаку, они ушли «горкой» вверх, набирая высоту для следующей атаки, и так, раз за разом, начали методично, одного за другим, отправлять на землю все до одного бомбардировщики.

Первый из них, охваченный пламенем, перешел в беспорядочное падение и устремился вниз, вскоре за ним таким же факелом последовал второй. У третьего самолета оторвало одну плоскость, и он тоже, кувыркаясь, устремился к земле. Помню, меня тогда еще поразило, насколько медленно они падали. От самолета, оказавшегося без крыла, отделились две человеческие фигурки, а вот над ними раскрылись и купола парашютов.

Наши истребители продолжали свои атаки до тех пор, пока в небе кроме них не осталось больше ни одного самолета. Вся вышеописанная схватка заняла, самое большее, десять минут».

Вот только образцово-показательная расправа Ме-109 с шедшими без прикрытия истребителей советскими бомбардировщиками неожиданно обернулась для немцев ощутимыми потерями на земле:

«Проезжавший мимо нас на мотоцикле вестовой крикнул нам, что один из бомбардировщиков рухнул прямо на артиллерийскую колонну. Там требовалась срочная медицинская помощь. Я припустил галопом в указанную мне сторону и, когда прибыл на место, узнал, что пятнадцать артиллеристов уже мертвы. За зарослями придорожных кустов лежало еще девять очень сильно обожженных солдат. Ожоги пятерых из них были столь ужасны, что я почти не надеялся, что они протянут более одного-двух дней.

Оценив обстановку, я отправил посыльного за санитарной машиной — для всех девятерых нужны были носилки, а я тем временем быстро занялся оформлением оперативных медицинских карточек на каждого из них: школьный учитель из Дуйсбурга, слесарь из Эссена, шахтер из Хамборна, портной из Динслакена, лесничий из Липперлянда, вагоновожатый трамвая из Оснаблрюка и трое студентов из Мюнстера. Сдать их с рук на руки санитарной команде я смог только через пару часов».

Вероятность того, что бомбардировщик случайно так удачно «рухнул» на немецких артиллеристов невелика. Гораздо более вероятно, что неизвестный пилот сумел точно направить на цель свою подбитую машину. Так или иначе, пятнадцать немецких артиллеристов погибли, а девять – были сильно обожжены. То есть при удачном падении на немецкую колонну сбитый советский бомбардировщик мог причинить врагу чувствительные потери. Генрих Хаапе тому свидетель…