Почему свадебное платье белое

Почему свадебное платье белого цвета?

Пролистайте любой свадебный журнал, и вы увидите там море фотографий улыбающихся женщин в белом. Белое платье стало настоящим синонимом свадьбы, символом чистоты и целомудрия.

Такому своему положению оно не столько обязано религии и пуританским нравам, сколько удачной маркетинговой компании, обусловленной зарождением швейной промышленности и грамотным использованием пропаганды во время Второй мировой войны и последующего за ней свадебного бума.

Аристократические корни

Для многих женщин на протяжении всей истории свадебное платье не являлось предметом одежды белого цвета на один раз. Его надевали также и на другие официальные мероприятия.

«Большинство невест девятнадцатого века выходили замуж просто в своих лучших платьях, которые часто были черного цвета (практичные и подойдут для неминуемых похорон)», — пишет Кэрол Уоллес в своей книге All Dressed in White.

Помимо дорогой стоимости белой ткани ее довольно сложно было сохранять чистой. А поскольку свадебное платье надевалось впоследствии и по другим поводам, то это было особенно важным фактором при выборе цвета ткани. Кроме того, чаще женщины самостоятельно шили свои платья, и любые неровные швы или дефекты были бы более заметны на белой ткани.

Невеста, одетая в свадебное платье темного цвета

Однако, начиная со средних веков, белые платья уже надевают на свои свадьбы королевские особы.

Первый известный случай связан с Принцессой Англии Филиппой, надевшей на свою свадьбу с датским принцем в 1406 году платье из белого атласа, отделанное горностаем.

Но настоящую популярность белый цвет приобрел после того, как Королева Англии Виктория надела на свою свадьбу с принцем Альбертом в 1840 году белое атласное платье с кружевами. Детали этого торжества, включая описание наряда королевы, быстро облетели страну.

Портрет Королевы Виктории в свадебном платье

На рубеже веков монополией на белое свадебное платье еще по-прежнему владели богатые особы, даже когда выбор цвета приобрел новое значение: белый цвет стал символом непорочности невесты. После свадебной церемонии королевы Виктории, ставшей своего рода трендсеттером свадебной моды, один журналист написал: «сентиментальные викторианцы боготворили невинных невест и их белоснежные платья».

С этих времен белый цвет стал считаться наиболее подходящим для свадебного платья, символом чистоты, невинности и незапятнанного сердца невесты.

Свадьбы в военное время

Начало 1940-х гг. в связи со Второй Мировой Войной стало периодом жертв и дефицита. Было введено нормированное распределение ряда товаров, в частности шелка, популярного материала для свадебных платьев среди тех, кто мог его себе позволить.

При том, что браки иногда откладывались или максимально упрощалось во время войны, ритуальное значение белой свадьбы было на подъеме.

Правительственные пропагандисты описывали войну как борьбу за свой брак и семью, а производители и продавцы быстро нашли способ извлечь из этого свою выгоду.

Так, компания по производству и продаже техники для уборки дома Eureka убеждала женщин в том, что «вы боритесь за свой собственный маленький дом и за то, чтобы каждый вечер встречать своего мужа на пороге».

«Общественная риторика войны, — пишет Нэнси Котт (Nancy Cott) в Public Vows — постоянно напоминала о защите демократических свобод от нацистской агрессии и японского империализма, делая при этом акцент на личных и семейных аспектах американского образа жизни».

Эта тенденция отлично пересекалась с целями свадебной индустрии. В течение многих лет американцев убеждали, что надлежащая свадьба требовала нового и неповторимого платья.

Так, например, в одном из руководств свадебного консультанта той эпохи говорилось следующее: «Фамильное свадебное платье, несмотря на свою историю и, возможно, сентиментальную ценность, не гарантирует вам незабываемого дня свадьбы. Такое платье может помешать неотъемлемому праву невесты выглядеть на все сто в свой день».

Была даже основана Ассоциация производителей свадебной индустрии, которая боролась за снятие ограничений на использование шелка для производства свадебных платьев, убеждая в том, что это поднимет моральный дух. «Американские парни борются за наш образ жизни, а это [свадебное платье] тоже часть его».

К середине двадцатого века свадебное платье превратилось в тот самый священный предмет одежды, который надлежит надеть лишь один раз в жизни.

Послевоенный бум

После окончания войны число браков стремительно возросло, и свадебная индустрия стала весьма прибыльной сферой бизнеса.

«В фате и платье до пола женщины походили на принцесс, которых они видели в книгах и фильмах — пишет Кэтрин Джеллисон (Katherine Jellison) в своей книге It’s Our Day. И подобно им они теперь приобретали величественное положение. Они принимали на себя роль жены».

Благодаря техническому прогрессу свадебные платья стали доступными теперь практически всем. «Первым шагом к окончательной демократизации белого свадебного платья стало появление и, что еще более важно, усовершенствование синтетических тканей», — пишет Кэрол Уоллес.

Производители обнаружили, что синтетические ткани просто идеально подходят для производства свадебных платьев: шить из них гораздо проще и при этом они в разы дешевле, чем атлас и шелк. Так, к примеру, в 1950 году атласное платье с длинными рукавами и со шлейфом могло стоить $250, а похожее платье из искусственной ткани — $185.

В это время свои рекламные кампании запустили такие промышленные гиганты, как Du Pont, Joseph Bancroft и Sons Company.

Так, реклама новых нейлоновых тканей Du Pont в журнале Life за 1948 год демонстрирует изображение невесты в белом свадебном платье и надпись: «Более легкое, более очаровательное и более сияющее свадебное платье, чем когда-либо».

Чуть позже Joseph Bancroft и Sons Company, производящие искусственный шелк и другие синтетические материалы, выступили спонсорами конкурса «Мисс Америка 1960» и сделали фотосессию с победительницей в их сказочных свадебных платьях.

Витрина Macy’s в Нью-Йорке, представляющая свадебное платье, в рекламной съемке которого принимала участие Мисс Америка

Даже когда конформизм начала 1960-х гг. уступил место сексуальной революции и феминизму, белое свадебное платье не потеряло своей популярности.

Сегодня белое платье, возможно, уже и не является символом непорочности, но оно по-прежнему считается главным элементом свадебной церемонии. Спустя несколько лет после того, как компания-гигант David’s Bridal (дисконтная сеть по продаже свадебных платьев) представил в 2010 году коллекцию цветных свадебных платьев, они составили всего 4-5% от всех продаж.

История свадебного платья: когда белый цвет стал традицией?

Современным невестам кажется, что белый цвет свадебного платья — это одна из нерушимых свадебных традиций, уходящая корнями глубоко в прошлое. И многие невесты пытаются рушить стереотипы на своём торжестве, начиная именно с цвета подвенечного наряда — какой угодно, только не традиционный белый.

На самом деле обычай выходить замуж в белом по историческим меркам не такой уж древний — ему менее 200 лет. Прецеденты, конечно, встречались и раньше, но то были единичные случаи, а не традиция. Давайте разберёмся, что же означает белый цвет свадебного платья и когда он стал считаться традиционным для церемонии вступления в брак.

В Европе

Белый цвет далеко не всегда считался торжественным, более того, он вовсе не ассоциировался ни с чем позитивным. В Европе замуж выходили преимущественно в красном, зелёном, встречались и другие цвета. Белый же долгое время являлся цветом траура и скорби. Недаром европейские королевы носили белое во время траура, за что их называли Белыми Дамами. Само собой, надеть белое одеяние на такое радостное событие, как свадьба. решались немногие.

И тем не менее, история знает несколько примеров такой неординарности королевских особ.

На Руси

Славянские свадебные обычаи также не предполагали белого цвета для платья невесты. Традиционным для Руси считается красный цвет подвенечного наряда, ведь само название «красный» издревле означало с «красивый», «нарядный» — одним словом, лучший. Русские девушки на свадьбу надевали своё лучшее платье, оно могло быть красным, зелёным и обычно являлось воплощением национального костюма.

Как правило, на Руси свадебное платье девушка шила себе сама. На это могли уйти месяцы и даже годы, но чем красивее было платье, чем искуснее оно было украшено, тем большей рукодельницей считалась невеста. Богато расшитое платье говорило о её усидчивости, что добавляло уверенности в том, что из девушки выйдет хорошая хозяйка.

В качестве свадебного наряда обычно выступали либо нарядная сорочка и длинная юбка, либо яркий сарафан, надетый поверх сорочки.

В знатных и богатых семьях свадебные наряды девушек были более разнообразными, их дополняли, в зависимости от сезона, накидки и другая верхняя одежда, нередко на меху, а также меховые или расшитые драгоценными камнями и жемчугом воротники. В качестве аксессуаров встречались перстни, крупные и тяжёлые серьги, драгоценные венцы с камнями украшали голову, а разноцветные яркие ленты — косу невесты.

Современность

Если королеву Викторию можно назвать основательницей традиции белого свадебного платья, то человеком, который ввёл это явление в массовую моду, стала Коко Шанель. Первая мировая война внесла свои коррективы в привычную для европейцев мирную жизнь, многие стороны которой стали значительно скромнее, в том числе и свадьбы. И великая Коко адаптировала эти изменения, создав модный тренд — укороченное свадебное платье. Оно было белым, длиной до колен, но с очень длинным шлейфом, делающим фасон платья весьма необычным. Традиционная фата также прилагалась.

Но настоящий расцвет свадебной моды начался на Западе после Второй мировой войны, в 50-е годы.

Белый цвет уже по праву считался праздничным, торжественным, символизировал чистоту и непорочность, нежность и искренние чувства невесты к своему избраннику. Свадебные платья становились всё более изысканными и роскошными, для их изготовления стали использоваться такие материалы, как шёлк, атлас и кружево. Постепенно в моду входят приталенные силуэты, открытые руки и плечи.

Сейчас же, как мы видим, все свадебные традиции стали очень условными, потому что каждая пара сама создаёт стиль своего праздника, выбирает традиции, которым следовать и которые нарушать, и соединяет всё это в невероятный, оригинальный и не похожий на другие свадебный коктейль. Если вас интересуют свадебные традиции, то наши статьи помогут разобраться в них и выбрать те, которые вам по душе.

Почему свадебное платье белое? Причины, фото и видео

В подавляющем большинстве современных стран принято наряжаться на свадьбу в белое платье. Перед тем, как отправиться под венец со своим суженным, каждая невеста подолгу выбирает это самое белое платье – свадебные салоны готовы предоставить массу решений в разных стилях. Даже более того: существует свадебная мода, актуальные фасоны меняются каждый год.

Почему это именно так, откуда взялась эта традиция? Из-за чего платье должно быть белым, а другие цвета рассматриваются очень скептически? Наверняка любознательные люди хотя бы раз задавались этим вопросом.

Белый цвет – это не аксиома

Сегодня от этой традиции зачастую отходят – подвенечное платье выбирают и разноцветное, и бежевых, и голубых оттенков. Прогрессивные невесты не боятся осуждения, остаются в стороне от предрассудков, и могут выбрать даже серебристый или черный наряд. Иногда это действительно бывает красиво, выглядит необычно и интересно. Тем более, что белый цвет не универсален для всех случаев и каждой народности. Даже сегодня многие люди предпочитают выбирать другие решения, не думая об общепринятых тенденциях.

К тому же, традиция надевать белое укрепилась только в 19 веке, а зародилась на 1-2 века ранее. Это относительно недавняя тенденция, ее возникновение принято связывать с одним из двух случаев, когда европейские королевы стали выбирать этот цвет для платья на свадьбу.

Королевы и подвенечное платье

Анна Австрийская – это испанская принцесса, которая выбрала белое платье для свадьбы с королем Франции. Бракосочетание состоялось в 1615 году. Ее образ настолько поразил окружающих, что в дальнейшем все состоятельные дамы начали подражать ей, выбирая этот цвет для подвенечного платья. И далее эта мода начала активно распространяться, принцессе начали подражать в других европейских странах, а затем и в России. Постепенно эта традиция перешла от высших слоев общества ко всем остальным.

Есть и второй вариант, другой ответ на эту загадку. Во втором случае моду на свадебные платья белого цвета относят к королеве Виктории, которая правила Англией – она вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского в 1840 году. Женщина подумала о том, что традиционный образ с серебристой парчой ей не пойдет, и сделала ставку на белое платье, что было очень ново. Ведь серебристый цвет был традиционным на свадьбах правящих особ этой страны. Она надела белое атласное платье, на каждый рукав которого ушло до полуметра материала только на украшения. Этот материал был кружевами ручного плетения, которые готовили полгода целой деревней мастериц, и после свадьбы наряд был уничтожен, чтобы никто не попробовал его копировать.

Свадебные платья в разные времена

Считается, что первые свадебные платья начали использоваться древними греками – это был белый пеплос, который украшался застежками на плечах. Украшений невестам не полагалось, эти застежки были единственными аксессуарами, их стремились изысканно украшать. Чем богаче была семья невесты, тем вычурнее были эти украшения. Не было модных платьев и в Риме – девушку облачали в облегающие одежды, но аксессуаров у нее было больше, украшений у невесты оказывалось множество. На Руси невесты наряжались в соответствии с языческими традициями. Им полагался красный сарафан, который, как считалось, отгонял злые силы своим цветом. Другой вариант предполагал нарядно вышитую рубаху и красно-синюю юбку в клетку.

Юбка считалась символом помолвки – если девушка начинала ходить в ней, значит, ее уже просватали. Русские женщины стремились надевать на свадьбу красные вещи до 18 века, только потом постепенно начал внедряться образ белоснежного платья.

Средневековые традиции

В Европе в Средневековье не было традиции шить отдельное платье на свадьбу – в кругах простолюдинов этого не делалось. Девушка просто выбирала самое красивое из тех платьев, что у нее были, и шла в нем под венец. Платье могло быть не новым, оно могло быть просто праздничным, она могла носить его по особым случаям и до свадьбы, и после нее. Только богатые семьи примерно с 15 века начали выдавать своих дочерей в специально купленных для этого платьях.

Соответственно, средневековые платья на свадьбу могли быть любого цвета, невесты могли делать ставку на яркие или темные цвета, белый никто не выбирал. Стоит помнить, что пыль и грязь на средневековых улицах не способствовали чистоте и сохранности одежды, а шить платье только на один раз было расточительством даже для обеспеченных семей.

Современный взгляд на свадебные платья

Белоснежное платье невесты, согласно современным взглядам, говорит об ее чистоте, символизирует невинность. В прошлом такие платья носили «невесты Христовы» – девушки, уходящие в монастырь. А еще белый цвет символизирует совершенство, праздник жизни. Таким образом, белое платье – это отнюдь не древняя, но очень красивая традиция, а следовать ли ей – это каждая невеста решает сама. Многие следуют, ведь белые платья для невест сегодня предлагаются в самых разных стилях.

Почему свадебное платье белое – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Цвет настроения — белый. История возникновения традиции белоснежного платья у невест

Моя кукла — Невеста Мила — познакомит вас с появлением белоснежного подвенечного платья у невест всего мира.

В наше время многие русские девушки мечтают выйти замуж обязательно в пышном белом платье. А ведь эта традиция пришла к нам из Европы, и не так давно — в XIX веке.

В прошлые времена же русские девушки венчались в сарафане любого, но только не белого цвета.

Во многих языческих цивилизациях белый цвет символизировал смерть. В Индии, где большая часть населения исповедует индуизм, белый остается цветом траура. До сих пор индианки, потерявшие близких, надевают белоснежное сари.

В культуре любой нации символизм цвета одеяния человека всегда играл важную роль. Так было и у русских. Например, в древности в славянском языке слово «красный» являлось синонимом красивого, а «белый» означало также чистый. В пантеоне славянских языческих богов присутствовал Белобог как олицетворение светлых сил.

Крестьяне «белой неделей» называли масленичные дни. Русские богатыри под кольчугу перед важным боем надевали белую рубаху, а купцы облачались в нее после бани, перед трудной и опасной дорогой. И делали они это на случай, если придется принять смерть: нужно встретить ее «чистыми», закончить свой жизненный путь подготовленными. И в этом смысле белое платье для невесты на славянской, русской свадьбе было самым неподходящим выбором.

Русские девушки сами шили себе одеяния к свадьбе, и обычно это были расшитые символичными оберегами рубахи и цветные сарафаны. Состоятельная девушка к знаменательному событию готовила себе три смены костюма. Первый был девический, обычный по крою и материалу, но самый лучший по исполнению — «девичий» сарафан розового, желтого, зеленого или голубого цвета.

Второй, венчальный — сарафан из дорогих тканей, как правило, красный, малиновый или бордовый. Его расшивали жемчугом, отделывали золотыми нитями, а в северных краях — дорогими мехами. Головной убор, туфли, обручальное кольцо и свечи жених обычно присылал вместе с родовыми перстнями и ожерельями, которые невеста должна была надеть на венчание.

На второй день свадьбы в доме жениха девушка появлялась в третьем наряде — традиционно женском одеянии с соответствующим головным убором, символизирующем замужество, и с широким поясом на талии. При этом ткани для костюма брали горячих золотых, красных и коричневых оттенков, и лишь изредка черного цвета — цвета земли, от которой непосредственно зависела жизнь.

Королевская мода

Если белый — цвет смерти, то как появилась традиция облачаться на венчание в белое платье? Некоторые историки считают, что такую свадебную моду завела Анна Австрийская. Являясь представительницей знаменитого монаршего рода Габсбургов, Анна была дочерью испанского короля, а в то время, когда ее собирались выдать замуж за французского монарха Людовика XIII, Испания и Франция находились на грани войны.

Анна не желала этого брака и откровенно боялась, что ее пребывание на чужбине окончится смертью, поэтому сама выбрала себе белое платье на свадьбу с Людовиком. Придворные расценили это как экстравагантный испанский вкус, ведь смуглая девушка в белом была безумно хороша и походила на пирожное.

А спустя два столетия, нарушив традиции, в белом платье вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского Александрина Виктория, королева Великобритании и Ирландии. Но это уже была дань моде – к тому времени в Европе заново открывали древнеримскую и древнегреческую культуру.

Во всех благородных домах восхищались красотою и лаконичностью мраморных скульптур греков и римлян в длинных белых одеждах. Тогда еще археологи не подозревали, что статуи когда-то были раскрашены, и следы краски на них просто не сохранились.

После венчания английской королевы все ее подданные женского пола желали на собственной свадьбе быть обязательно в белом. Эта тенденция быстро распространилась по всей Европе, включая Россию. Поначалу в белых платьях выходили замуж только русские высокородные дворянки, проводившие всю свою жизнь в Европе.

А потом, подражая им, и представительницы остальных сословий решили оставить надоедливый сарафан неграмотным крестьянкам. Было престижно и модно венчаться в церкви в длинном белом платье, если, конечно, у семьи невесты были деньги заказать его за границей или местным иностранным портнихам. И с той поры мало что изменилось.

Откуда пришла традиция надевать на свадьбу белое платье

Выясняем, изжило ли себя это правило сегодня

Королева Виктория была настоящим трендсеттером своей эпохи: именно с ее подачи в европейской культуре черный цвет стал ассоциироваться с трауром (в таком амплуа он был еще со времен древних римлян, но Виктория придала традиции тот вид, который у нее сохраняется и сегодня), а белый — со свадьбой. До нее невесты из королевских семей могли выходить замуж в нарядах самых разных цветов — особенно популярным был красный. А вот белые платья оставались уделом придворных дам.

Будучи видной модницей, королева решила пойти наперекор правилам и для своей свадьбы с принцем Альбертом 10 февраля 1840 года (как она сама говорила, это был самый счастливый день ее жизни) выбрала нетрадиционный для таких церемоний наряд и корону из цветов. Платье кремового цвета было сшито из шелкового сатина, сотканного в Спиталфилдсе (район на востоке Лондона), и отделано хонитонским кружевом. Знала бы Виктория, что со временем такой фасон — узкая талия в сочетании с пышной юбкой — и цвет станут классикой западной свадебной моды.

Королева Виктория, 1847

Вскоре примеру британской королевы последовали и другие наследницы европейских престолов. «Новые» свадебные платья стали считаться предметом роскоши: в XIX веке стирка и глажка белья облагались налогом, и белые вещи было крайне трудно поддерживать в их первозданном виде. Поскольку в то время не было принято избавляться от свадебных нарядов сразу после церемонии бракосочетания, как это обычно делается сейчас, вопрос поддержания цвета имел огромное значение. Например, королева Виктория надевала свое подвенечное платье и на другие важные мероприятия. Чем популярнее становился тренд на белые свадебные платья, тем большим символизмом наделялся этот предмет гардероба. Со временем цвет стал ассоциироваться с чистотой, невинностью и достатком. Кроме того, он выгодно смотрелся на черно-белых или тонированных сепией фотографиях.

Энтони Армстронг-Джонс и принцесса Маргарет в день свадьбы в Вестминстере, 1960

Однако пройдет еще несколько десятилетий, прежде чем большинство невест из среднего класса в Европе и США смогут позволить себе надеть белое платье на свадьбу. Как правило, для этого торжественного случая выбиралось просто самое красивое, что было в гардеробе. Прорыв случился после Второй мировой войны, когда обычный народ начал постепенно получать все больше финансовых возможностей, а производство одежды значительно подешевело. Именно тогда покупка белого платья «на один раз», специально для свадьбы, перестала казаться непозволительной роскошью.

Особый статус белого платья помогли закрепить звезды Голливуда, которые с радостью позировали в своих сложных свадебных нарядах цвета крема для фотографов. В 1956 году фото Грейс Келли в ее великолепном облачении из шелка, кружева и тюля, украшенного жемчугом, облетели весь мир. В 1981 году 750 миллионов зрителей наблюдали, как принц Чарльз женился на леди Диане Спенсер, одетой в платье из шелковой тафты цвета слоновой кости с почти восьмиметровым шлейфом, которое создали Дэвид и Элизабет Эмануэль. Из недавних примеров первыми на ум приходят Кейт Миддлтон в платье Alexander McQueen авторства Сары Бертон и Меган Маркл в наряде Клэр Уэйт Келлер для Givenchy.

Грейс Келли и князь Монако Ренье III в день своей свадьбы в Монако, 1956

Принцесса Диана и принц Чарльз в день своей свадьбы в Лондоне, 1981

Еще одна давняя традиция — закрывать кутюрные показы крупных Домов моды свадебными выходами. Состоятельные частные клиентки всегда обращались за подвенечными нарядами к любимым дизайнерам, и в первой половине XX века те регулярно включали их в показы своих весенне-летних коллекций. Взять хотя бы платье, которое Жанна Ланвен придумала для своей дочери Маргерит Мари-Бланш, когда она в 1924 году выходила замуж за графа Жана де Полиньяка. К 1957-му это стало традицией, что подтверждает фраза из статьи в апрельском номере Vogue того года: «Свадебные выходы — традиционный венец весенних парижских коллекций». Некоторые из этих нарядов, например платье-кокон Ива Сен-Лорана 1965 года, и вовсе стали культовыми.

Chanel Haute Couture осень-зима 1987, Yves Saint Laurent весна-лето 1983

Реплика свадебного платья-кокона 1965 года на показе весенне-летней коллекции Ива Сен-Лорана 2002 года

Сегодня не во всех культурах белый цвет считается свадебным. Китайские невесты, как правило, выходят замуж в красных платьях, потому что красный символизирует богатство и процветание. Но даже в таких случаях многие из них перед официальной фотосессией переодеваются в белое. И даже те, кто вместо платья выбирает, например, брючный костюм, все равно зачастую придерживаются белого цвета.

Элизабет Тейлор в день своей свадьбы в Беверли-Хиллз, 1950; Одри Хепберн в платье Balmain и Мэл Феррер в день своей свадьбы в Бюргенштоке, 1954

Кажется, что современные знаменитости пытаются сделать так, чтобы свадьба необязательно ассоциировалась с белым цветом. Так, для своей свадьбы в 2011 году Риз Уизерспун выбрала платье нежно-розового оттенка, что подстегнуло продажи аналогичных нарядов в свадебных бутиках по всей Америке. А кутюрный показ Chanel осень-зима 2018 закрывала модель Адут Акеш в мятно-зеленом твидовом костюме. Кажется, спустя почти 180 лет после «выходки» королевы Виктории в свадебную моду вновь возвращается цвет.

Chanel Haute Couture осень-зима 2018

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.