Русское народное свадебное платье — фото

Свадебное платье в русском стиле

Все чаще современные невесты выбирают наряд в традиционном русском стиле. В нем девушка выглядит очень изысканно, утонченно и необычно. Европейская мода на подвенечные платья также взяла на вооружение славянский стиль. Сегодня популярны элементы национального русского декора, которые отличаются насыщенностью и яркими цветами. История русских свадебных платьев, и на, что советуют обратить внимание дизайнеры, вы узнаете дальше.

  1. История
  2. Особенности
  3. Кому подойдут
  4. Фасоны
  5. Аксессуары
  6. Заключение

История

Русское народное свадебное платье насчитывает многовековую историю. В старину на Руси невеста должна была иметь четыре наряда:

  • для плясок;
  • для венчания;
  • для помолвки;
  • для торжеств.

Примечателен факт, что свадебный наряд древнерусских крестьянок не имел существенного отличия от убранства знатных девушек. Причем невесте предписывалось самолично шить свое свадебное платье. Даже дворянка или купчиха перед бракосочетанием садилась за рукоделие и мастерила себе подвенечный костюм – богатые семьи или нет, здесь уже роли не играло.

Правление Петра І внесло свои коррективы не только в политику России, но и в обычаи страны. Менялись традиции, обряды и церемонии. Все слои населения начали следовать европейской моде, и невесты стали надевать платья, похожие на те, которые носили в других странах.

Мода на традиционный русский свадебный костюм постепенно отошла. Но сегодня он вновь популярен среди новобрачных. Возможно, повторять старинный наряд полностью современная девушка не рискнет. Но определенные детали украшений и традиционный декор в подвенечном образе присутствуют в одежде многих невест.

Сарафан был основой одеяния. Его украшали золотой и серебряной вышивкой, декорировали жемчугом, бисером и тесьмой ярких цветов. Зажиточная новобрачная блистала в сарафане, отороченном ценным мехом. В красивом свадебном наряде девушка выглядела богато. Следует отметить, что находиться в таком образе целый день было не так и просто, так как он весил немало из-за обильной отделки.

Сверху сарафана надевалась душегрея, расшитая канителью или национальным орнаментом. А под сарафан поддевались юбки, чтобы придать наряду объем.

Особое внимание уделялось головным уборам – коснику, повойнику, кокошнику, сороку. Каждый из них имел свое значение, был богато украшен жемчугами и канителью. А жемчужные кокошники считались семейной реликвией, их передавали по наследству из поколения в поколение.

Особенности

Вышивка в русском стиле считается отличительной и, наверное, наиболее популярной особенностью современного свадебного образа. Также в моде традиционные украшения, дошедшие к нам от старинного подвенечного убранства.

Особого внимания заслуживает старорусская ткань, из которой шилось свадебное платье. В старину ее мастерили из шерсти или льна. Зажиточные семьи древней Руси готовили для церемонии бракосочетания бархат, парчу и шелк. Поэтому современная невеста может смело выбирать эти роскошные материалы для своего свадебного платья в русском стиле. Особенностью было и то, что надевали сразу несколько поясов.

Благодаря таланту русских рукодельниц даже скромные льняные наряды выглядели в стародавние времена дорого и богато за счет изысканного декора, вышивки и кружев.

Кому подойдут

Оригинальные свадебные платья в русском народном стиле подойдут любой девушке. В старину были совершенно иные критерии оценки красоты невесты. Но и тогда, и сейчас стильно и роскошно смотрятся наряды в национальном варианте, украшенные вышивкой, канителью, жемчугами, мехами и ажурными кружевами.

Покрой свадебного платья, приближенный к старинной моде, удачно скроет особенности женской фигуры. Поэтому национальный стиль стоит выбирать девушкам, с пышной фигурой и, наоборот, излишне худым.

Фасоны

Какой бы фасон свадебного платья в русском стиле ни выбрала невеста, она все равно будет красивой и элегантной в этом оригинальном образе. Очень выигрышно смотрится сочетание вышивки красного цвета с белоснежным нарядом легкой ткани. В таком подвенечном наряде старинного и современного стиля, девушка будет выглядеть изысканно и стильно.

  1. Годе. С платьем формы годе удачно гармонирует традиционная русская накидка с наличием тканого пояса.
  2. Прованс. Французское изящество наряда украшали кружевом, обрамляющим платье.
  3. Сарафан. Традиционный классический русский сарафан отделывался золотым декором. Данный атрибут не только скроет полноту невесты, но и подчеркнет уже современные, детали свадебного наряда.
  4. Душегрея. Сегодня этот старинный наряд можно заменить стильным жакетом. В те времена душегреи расшивались золотыми нитками и украшались бисером. Он хорошо будет смотреться на строгом свадебном платье. Таким образом, у вас получится элегантный свадебный костюм-двойка.

Выбирая фасон подвенечного платья, необязательно копировать полностью наряд прошлых веков. Никто не заставляет невесту надевать праздничный кокошник, сорочку с длинным рукавом или же широкий сарафан. Достаточно одного элемента, позаимствованного из классического национального платья. Это может быть пояс с орнаментом, накидка из кружев или вышивка по подолу юбки, где используется белый и красный цвет нитей.

Аксессуары

Если вы остановили свой выбор на свадебном платье в русском стиле, нужно тщательно продумать все аксессуары. Украшения на шее либо на руках должны гармонично сочетаться с нарядом и подчеркивать, а не перебивать его стиль. Главное, не переборщить с украшениями и декором. Сделайте акцент на одном аксессуаре.

  • Обувь. В сочетании с подвенечным платьем в традиционном стиле туфли невесте желательно подобрать без острых носков и высоких каблуков. Стильно будут смотреться белые или красные сапожки, которые всегда присутствовали в русском национальном наряде.
  • Пояс. Пояс на подвенечном платье может выгодно подчеркнуть стройность фигуры или же скрыть ее недостатки. Очень оригинально будет смотреться пояс, завязанный по русской традиции узлом, с затейливо закрученными концами. Ранее считалось, что чем богаче невеста, тем больше на ней должно быть поясов. Но современная девушка вполне может обойтись одним из плотного материала. Пояс, длинный или короткий, расшивают национальным орнаментом или декорируют камнями.

  • Венец. Яркий венец добавит колорита в национальный костюм невесты. Сочные цветы будут хорошо смотреться с платьем любого стиля и фасона. Они подойдут брюнеткам, блондинкам, шатенкам.
  • Косник. В старину новобрачная украшала волосы косником – красивыми лентами с вышивкой, украшенными жемчугом, кружевами и подвесками. Такое украшение подойдет и современной невесте. Оно станет изюминкой наряда, его яркой и необычной деталью. Также можете украсить голову и оригинальным кокошником.
  • Фата. На голову невесты обязательно надевали фату. Выполненная в славянском стиле, она гармонично смотрится с однотонным скромным подвенечным платьем. Фата может быть любой длины, но обязательно яркой и броской.

  • Накидка. Для русского свадебного образа подойдет как кружевная, так и меховая накидка. Она будет не только оригинальным украшением наряда, но и практичным аксессуаром, так как укроет плечи невесты от холода и ветра.
  • Цветы. Русские свадьбы всегда отличались красочностью и насыщенными цветами. Поэтому сочный яркий букет в руках невесты будет гармонировать с элементами декора наряда. Необязательно он должен быть большим и пышным. Скромные полевые цветы подчеркнут изящество девушки, стиль наряда и национальный колорит.
  • Прическа. Традиционная русская коса или крупные локоны – именно их предпочитали невесты в старину. Можно также вплести в прическу живые цветы, уложив их веночком. Идеальная гладкая прическа будет смотреться изысканно и стильно, если ее украсить бутонами ярких оттенков.

Заключение

Русский свадебный наряд смотрится эффектно и модно. В нем можно сочетать несколько элементов из четырех подвенечных костюмов, которые предписывалось иметь невесте в старину. Самым изысканным и дорогим в то время считался наряд для венчания. Поэтому сегодня можно смело экспериментировать, взяв именно его за основу и дополняя декором из других вариантов платьев новобрачной.

Свадьбы в традиционном народном стиле становятся очень популярными. Раньше это считалось экзотикой, а сегодня мода на старину диктует свои правила. Национальные костюмы выглядят самобытно, колоритно и стильно.

Старинный свадебный костюм на Руси

История русского народного свадебного костюма насчитывает много веков. Издавна свадьба считалась особым обрядом, поэтому и убранство должно быть соответствующим. Об отличительных чертах русского костюма на свадьбу — читайте далее.

Особенности старинного свадебного костюма на Руси

Свадебный наряд в зависимости от местности мог существенно различаться. Несмотря на общие черты в покрое и украшениях, все они имели особенности. Традицию народного костюма на Руси можно разделить на два направления:

  • южную;
  • северную. В центральной части Руси костюмы больше походили на наряды северных поселений.

Свадебный костюм внешне очень отличался от будничного. Для его шитья использовали иные материалы, яркую цветовую гамму, обилие украшений. Костюм невесты был многопредметным — состоял из множества деталей.

Что касается тканей, то вся одежда шилась только из натуральных материалов на основе льна или шерсти. Чаще все нити и пряжу ткали и пряли сами невесты. Сарафан для невесты отличался плотностью, а вот рубаху шили из лёгкого льна.

Наряд невесты — из чего состоит?

Женский костюм на Руси состоял из большого количества элементов. Все они имели важное значение и никогда не упускались при создании наряда.

Платье

Основой костюма традиционно было платье — комплекс рубахи с сарафаном. Нательная рубаха встречалась повсеместно и могло быть как длинной (практически до пят), так и укороченной (туникообразной). Поскольку сверху всегда надевался сарафан, из-под него виднелись только пышные рукава. В обиходе рубаху шутя так и называли — «рукава».

Шили рубаху из натурального льна. Четыре или два куска ткани сшивались, а на плечах вставлялись особые кусочки, богато расшитые шелковыми нитями. В целом вся рубаха расшивалась растительными, природными, геометрическими мотивами. Популярны были разнонаправленные стежки разных цветов, благодаря чему одежда становилась рябой и очень нарядной.

Сарафан на Руси отшивали или клинообразным, или прямым. Он не подчёркивал фигуру, свободно спускался по ней. В богатых семьях сарафан был соответствующим: мастерицы кроили его из парчи, украшали натуральными мехами и камнями, жемчугом. У крестьян платья были поскромнее, из льняных или шерстяных материалов, но также расшивались узорами, орнаментами, бисером и кружевом. В этом и состояло главное отличие подвенечного платья от обыденного — в обилии украшений даже на недорогом сарафане.

Головной убор

На севере и юге Руси головные уборы невест существенно отличались. В общем виде можно выделить самые распространённые из них:

  • кокошник — головной убор с открытым затылком, богато украшенный камнями, бисером и тесьмой. Под него иногда надевали тонкую облегающую шапочку-сетку, сплетённую вручную. Она полностью прикрывала волосы;
  • косник — лента-повязка на голову с ажурными узорами, подвесками из бисера и жемчуга.

Обувь

Вид женской обуви зависел от времени года:

  • летом — кожаные, плетёные сандалии или башмачки;
  • зимой — тёплые шерстяные валенки. Последние украшались яркими узорами.

Аксессуары и дополнения

Дополнительные украшения в женском костюме практически не использовались. Да и не нужны были бусы или серьги, когда весь наряд от головы до ног был расшит ажурными мотивами, камнями и кружевами. Чего стоят только одни широкие расшитые рукава лёгкой женской рубахи. Просто загляденье!

Отдельно стоит сказать о такой детали, как пояс. Он выполнял больше не эстетическую функцию (не подчёркивал фигуру), а скорее просто поддерживал наряд. Тем не менее на его украшение мастерицы не скупились. Его завязывали на поясе, а концы либо закручивали, либо спускали в свободное положение.

Иногда в свадебном убранстве имел место и передник. Он уже не украшался так богато, как основное платье. Главная цель надевания передника — показать хозяйственность невесты.

Как выглядит костюм жениха?

Важно! Рубаху для жениха по традиции вышивала невеста. Это действо считалось важным обрядом: девушка через молитвы и песнопения передавала своё послание.

Свадебный наряд жениха по всей Руси был примерно одинаков. Состоял он из брюк, рубахи и пояса. Рубаха была не менее яркой, чем одежда невесты. Она непременно украшалась орнаментами на груди и рукавах. Если рубаха была белой, то вышивка — красной. Яркие красные рубахи расшивались золотыми нитями.

Длина рубахи доходила до бёдер и даже ниже. Богато украшенный пояс повязывался на талии. Интересная особенность — мужской пояс вышивался таким же мотивом, что и сарафан невесты.

Значения свадебной вышивки и символики на платье

Многочисленные орнаменты вышивались на свадебном костюме не просто так. Считалось, что каждый из них имеет сакральный смысл. От изображения на платье зависела будущая супружеская жизнь молодожёнов. Например:

  • древо жизни означает начало нового этапа в жизни;
  • богодар — благосклонность Богов к новоиспечённой семье;
  • белобог — символ повседневной радости, любви, света в доме;
  • звезда означает открытие Вселенной и благодать от Небесных сил;
  • волот — символ человеческой силы. Очень часто вышивался на рубахе жениха.

Старинные свадебные образы сегодня

Сейчас в моду возвращаются свадьбы в русском стиле. На них жених с невестой облачаются в народные костюмы, тем самым подчёркивая свою этническую принадлежность. Необязательно полностью повторять старинный образ — достаточно некоторых элементов, например, кокошника или узорчатого кафтана. Одежда может иметь и современный вид, но с элементами русской традиции — расшитые пояса, юбки, красные сапожки. Здесь всё зависит только от фантазии молодожёнов!

Свадебные платья в русском стиле: выбор фасона, отделки, аксессуаров

Креативные свадебные наряды обретают большую популярность. Среди них особенно выделяют платья в традиционном русском стиле.

В статье мы рассмотрим, что важно учесть при выборе свадебного платья в русском или славянском стиле, какая история у наряда, варианты цвета, ткани, модные фасоны, как создать интересный образ.

История русского национального свадебного костюма

На Руси существовала традиция, согласно которой каждая невеста должна заранее сшить себе несколько свадебных платьев. Одно предназначалось для процедуры венчания, другое – для сватовства, а третье – для пира. Невесты старались сделать свои наряды максимально заметными. Для декора использовали золотую вышивку, камни и жемчуг. Из-за обилия декора вес платья превышал 5 кг.

До начала 19 века свадебные сарафаны были не белыми, а красными. Их надевали на белоснежную рубашку. Сарафан имел завышенную талию, что позволяло скрыть любые особенности фигуры.

Русское народное свадебное платье служило отражением достатка семьи. Передвигаться в нем было неудобно, но визуально наряд был очень привлекательным. Согласно народным традициям, русские свадебные платья нужно было дополнить кокошником. Девушки из небогатых семей использовали вместо него венок из цветов.

Кому подойдут платья в стиле а ля рюс

Свадебное платье в русском стиле подойдет тем, кто хочет сделать акцент на народном колорите. Оно органично смотрится на девушках с типичной славянской внешностью. Для них характерны блондинистые или русые волосы и голубые или серые глаза. Фасоны свадебных платьев в народном стиле актуальны для невест с любым типом фигуры.

Современные свадебные наряды в русском народном стиле

Традиционный народный колорит используется и в современных свадебных нарядах. Модельеры переделывают этнические мотивы на новый лад, экспериментируя с фактурами и расцветками.

Преимущества стилизованных свадебных нарядов:

  1. Русский свадебный стиль выглядит празднично и эффектно. Он подчеркнет красоту и женственность невесты.
  2. С помощью яркого платья и правильно подобранного декора можно создать тематическую свадьбу. Соблюдение национальных обычаев позволит окунуться в родную культуру.
  3. Славянские свадебные платья подходят девушкам с любым типом фигуры. Они не акцентируют внимание на недостатках фигуры.

Белые платья с отделкой

Элементы народной культуры можно совместить с современными трендами. Для этого стоит обратить внимание на белые свадебные наряды невесты в русском стиле. Дизайнеры представили на выбор разнообразие моделей на любой вкус. Подвенечный наряд может быть украшен вышивкой золотистого, красного или синего оттенка. Уместно будут смотреться и яркие декоративные вставки. Фото свадебных платьев с вышивкой можно посмотреть тут.

Подходящим вариантом станет и русский свадебный наряд невесты А-силуэта. Он скроет лишний объем в нижней части фигуры и сфокусирует внимание на груди. Чтобы визуально увеличить рост, стоит обратить внимание на модели с вертикальными узорами. Изюминкой образа станут открытые плечи или глубокое декольте.

В русский народный образ удачно впишутся платья, украшенные бисером или имитацией камней. Сияющие переливы создадут праздничную атмосферу. В качестве узора на ткани можно использовать традиционные орнаменты.

Сарафан в русском стиле

Русский свадебный сарафан шьют из парчи или льна. Его длина может доходить до колен или пола. Крой бывает как свободный, так и расклешенный от груди. Характерная особенность сарафанов – роскошная вышивка с этническими мотивами. Декором может служить и набивной рисунок гжелью или хохломой.

Сарафан в традиционном русском стиле подойдет как для прохладной, так и для теплой погоды. В первом случае его нужно надеть на плотную белую рубашку. Летом можно носить наряд на голое тело.

Платья с вышивкой и узорами

Традиционные русские свадебные платья принято украшать этническими узорами. Наряд может иметь пышную или облегающую юбку. В качестве оберега славянские девушки надевали под него нательную рубашку. Она должна была защищать невесту от темных сил.

Узоры на славянском свадебном наряде имели определенное значение. Снежинки символизировали семейный очаг. Крест Лады гарантировал молодоженам здоровое потомство и защищал от сглаза. Елка считалась символом тесной связи с родственниками.

Выбор цвета, ткани и кроя

Фасоны свадебных нарядов в русском стиле пестрят разнообразием. Модельеры сумели адаптировать под него даже элегантную модель годе. При выборе кроя невесте не придется учитывать нюансы своей фигуры. Славянская свадебная одежда украсит девушку с любыми параметрами.

К распространенным фасонам славянских свадебных платьев относят:

В качестве материала для пошива наряда в русском народном стиле нужно использовать лен или хлопок. Синтетические ткани будут неуместны. Для отделки можно применять кружево.

Основным цветом в свадебном наряде может быть красный или белый. Декор выполняют в золотистых, синих, красных или зеленых тонах. Желательно, чтобы цветовые сочетания были контрастными. Это сделает образ ярким и праздничным.

Аксессуары и обувь к образу невесты в русском стиле

Важную роль в образе играют аксессуары. Стилистику наряда дополняют венком из полевых цветов, шалью с бахромой или кокошником. В традиционный русский образ также пишутся кружевные накидки и платок, повязанный на голову. Зимой к месту придется меховая муфта.

Современные украшения использовать не стоит. Достаточно надеть на шею жемчужные бусы. В прическу невеста может вплести атласные ленты.

Обувь следует подбирать с учетом погоды. В прохладный сезон будут актуальны красные сапожки, расшитые бисером или камнями. Для зимней свадьбы подойдут валенки. На лето следует взять закрытые туфли с острым носком.

Макияж и прическа

Русская свадьба предполагает естественность во внешности невесты. Макияж следует выполнять в природных оттенках. Можно обойтись и без него. Легкий румянец и блеск в глазах станут лучшим украшением образа.

От замысловатых причесок и стильных укладок придется отказаться. Можно оставить волосы распущенными или заплести их в косу. Завершающий штрих образа – яркий ободок.

Костюм жениха

Русские свадебные костюмы жениха и невесты должны гармонировать между собой. Наряд жениха состоит из рубахи, брюк и яркого пояса. Цветовая гамма должна соответствовать платью невесты. Если предпочтение отдается рубахе белого цвета, вышивку делают золотистой или красной.

Свадебное платье в славянском стиле поможет создать по-настоящему запоминающийся праздник. При составлении образа важно соблюдать умеренность в каждой детали. Весь колорит заключается в этнических узорах и простом крое наряда.

Всё о свадебных нарядах на Руси в старину

Свадебный наряд на Руси

Вплоть до начала XX века в некоторых крестьянских семьях сохранялись свадебные традиции, связанные еще с языческими поверьями.

Венки и ленты

Например, головной убор невесты очевидно произошел от простого венка из цветов, которым в древности украшали голову новобрачной. Своеобразной интерпретацией были широкие ленты, которые повязывали на голову или украшенные цветами обручи.

Чуть позже стали появляться кокошники, вышитые бисером и лентами, причем этот убор предназначался уже исключительно для замужней женщины. Волосы невеста могла распустить, а после замужества заплетала в две косы. Специальные украшения для в виде лент с бисером и бахромой кос назывались «косниками». Иногда под головной убор невеста надевала вышитое покрывало, которое позже превратилось в привычную для нас фату. Часто к обручу или повязке крепились сзади длинные цветные ленты, которые развевались на ветру. Такую повязку называли «волюшка», и после свадьбы невеста отдавала ее младшим сестрам или подружкам невесты как символ девичьей жизни.

Три платья для Золушки

Обычно нарядов у невесты было несколько. Один полагалось надеть на девичник, другой — до замужества, третий — после. Иногда платье, которое девушка надевала до венчания, делали черным. Оно символизировало смерть невесты для старой семьи и старой жизни. После венца новоиспеченную жену переодевали в яркий сарафан, обозначающий радость, с которой девушка вступает в новую жизнь. Самый лучший наряд предназначался для второго дня свадьбы, при этом часто выбирались темные, богатые оттенки. Вышивка на сарафане служила оберегом, так что узоры тщательно подбирались

Зачем невесте длинные рукава?

Под сарафан надевали рубаху, рукава которой расшивали редко. Форма рукавов могла быть разной — узкие, пышные, длинные (иногда до двух метров) с прорезями для рук. Такая необычная форма появилась неспроста: считалось плохой приметой, когда жених и невеста касались рук друг друга во время свадьбы. Поверх сарафана невеста могла надеть душегрею. Под наряд надевали несколько нижних юбок — они придавали пышность, которую так ценили в женщине. Девушки из боярских и княжеских родов надевали поверх сарафана длинный плащ их парчи с золотым шитьем. Наряды богатых невест часто расшивали жемчугом и оторачивали мехом. Некоторые свадебные наряды весили до 15 килограмм.

Готовь сани с лета, а платье — с детства

В некоторых регионах существовала традиция, по которой невеста собственноручно должна была вышить себе наряд. Так что девочка с самого детства могла работать над своим будущих подвенечным платьем. Благодаря этому все гости на свадьбе могли видеть, какая девушка мастерица. Со временем эта традиция изжила себя, и сарафан вышивали всей семьей. Часто наряд передавали по наследству, особенно в небогатых семьях. Иногда такие платья были целыми произведениями искусства: сшитые из красного шелка или парчи, вышитые золотом и бисером, украшенные лентами — хоть сейчас выставляй в музей.

Рано утром перед свадьбой жених передавал в дом невесты «женихову шкатулку». В ней лежали кольца, фата, венчальные свечи. Обувь для невесты также готовил жених. Это тоже было символично: девушка уходила из родительского дома к жениху, чтобы дальше идти с ним вместе по жизни. На ножки башмачки надевал «свадебный отрок» — часто младший брат невесты. А одевала девушку мать или своеобразные стилисты — «снарядихи».

Наряд для жениха

С костюмом жениха дело обстояло несколько проще. Во время сватанья девушка передавала суженому шелковый или ситцевый вышитый платок, который тот должен был носить до свадьбы на шее и в кармане. Сам наряд состоял их синих в мелкую полоску штанов, часто суконных, и красной рубахи, вышитой по рукавам и подолу. Вышить рубашку для жениха было задачей невесты. Затем жених подпоясывался тканым поясом и иногда надевал кафтан или шубу.

Свадьба на Руси была мало похожа на современную. Белое платье невесты стало появляться при венчании лишь при Петре, а прижилось только к началу XX века. Во времена СССР, в эпоху тотальной экономии, и вовсе считалось позором тратить огромные отрезы ткани и дорогие украшения на платье, которое девушка наденет один раз в жизни.

Старинный свадебный костюм на Руси История русского народного свадебного костюма насчитывает много веков. Издавна свадьба считалась особым обрядом, поэтому и убранство должно быть соответствующим.

Особенности старинного свадебного костюма на Руси

Свадебный наряд в зависимости от местности мог существенно различаться. Несмотря на общие черты в покрое и украшениях, все они имели особенности. Традицию народного костюма на Руси можно разделить на два направления:

  • южную;
  • северную. В центральной части Руси костюмы больше походили на наряды северных поселений.

Свадебный костюм внешне очень отличался от будничного. Для его шитья использовали иные материалы, яркую цветовую гамму, обилие украшений. Костюм невесты был многопредметным — состоял из множества деталей.

Что касается тканей, то вся одежда шилась только из натуральных материалов на основе льна или шерсти. Чаще все нити и пряжу ткали и пряли сами невесты. Сарафан для невесты отличался плотностью, а вот рубаху шили из лёгкого льна.

Наряд невесты — из чего состоит?

Женский костюм на Руси состоял из большого количества элементов. Все они имели важное значение и никогда не упускались при создании наряда.

Платье

. Нательная рубаха встречалась повсеместно и могло быть как длинной (практически до пят), так и укороченной (туникообразной). Поскольку сверху всегда надевался сарафан, из-под него виднелись только пышные рукава. В обиходе рубаху шутя так и называли — «рукава». Шили рубаху из натурального льна. Четыре или два куска ткани сшивались, а на плечах вставлялись особые кусочки, богато расшитые шелковыми нитями. В целом вся рубаха расшивалась растительными, природными, геометрическими мотивами. Популярны были разнонаправленные стежки разных цветов, благодаря чему одежда становилась рябой и очень нарядной.

Сарафан на Руси отшивали или клинообразным, или прямым. Он не подчёркивал фигуру, свободно спускался по ней. В богатых семьях сарафан был соответствующим: мастерицы кроили его из парчи, украшали натуральными мехами и камнями, жемчугом. У крестьян платья были поскромнее, из льняных или шерстяных материалов, но также расшивались узорами, орнаментами, бисером и кружевом. В этом и состояло главное отличие подвенечного платья от обыденного — в обилии украшений даже на недорогом сарафане.

Головной убор

  • кокошник — головной убор с открытым затылком, богато украшенный камнями, бисером и тесьмой. Под него иногда надевали тонкую облегающую шапочку-сетку, сплетённую вручную. Она полностью прикрывала волосы;
  • косник — лента-повязка на голову с ажурными узорами, подвесками из бисера и жемчуга.

Обувь

Вид женской обуви зависел от времени года:

  • летом — кожаные, плетёные сандалии или башмачки;
  • зимой — тёплые шерстяные валенки. Последние украшались яркими узорами.

На севере и юге Руси головные уборы невест существенно отличались. В общем виде можно выделить самые распространённые из них:

  • кокошник — головной убор с открытым затылком, богато украшенный камнями, бисером и тесьмой. Под него иногда надевали тонкую облегающую шапочку-сетку, сплетённую вручную. Она полностью прикрывала волосы;
  • косник — лента-повязка на голову с ажурными узорами, подвесками из бисера и жемчуга. Дополнительные украшения в женском костюме практически не использовались.

Да и не нужны были бусы или серьги, когда весь наряд от головы до ног был расшит ажурными мотивами, камнями и кружевами. Чего стоят только одни широкие расшитые рукава лёгкой женской рубахи. Просто загляденье!
Отдельно стоит сказать о такой детали, как пояс. Он выполнял больше не эстетическую функцию (не подчёркивал фигуру), а скорее просто поддерживал наряд. Тем не менее на его украшение мастерицы не скупились. Его завязывали на поясе, а концы либо закручивали, либо спускали в свободное положение.
Иногда в свадебном убранстве имел место и передник. Он уже не украшался так богато, как основное платье. Главная цель надевания передника — показать хозяйственность невесты.

Как выглядит костюм жениха?

Важно! Рубаху для жениха по традиции вышивала невеста. Это действо считалось важным обрядом: девушка через молитвы и песнопения передавала своё послание.

Свадебный наряд жениха по всей Руси был примерно одинаков. Состоял он из брюк, рубахи и пояса. Рубаха была не менее яркой, чем одежда невесты. Она непременно украшалась орнаментами на груди и рукавах. Если рубаха была белой, то вышивка — красной. Яркие красные рубахи расшивались золотыми нитями.

    .Длина рубахи доходила до бёдер и даже ниже. Богато украшенный пояс повязывался на талии. Интересная особенность — мужской пояс вышивался таким же мотивом, что и сарафан невесты.

    Значения свадебной вышивки и символики на платье

    Многочисленные орнаменты вышивались на свадебном костюме не просто так. Считалось, что каждый из них имеет сакральный смысл. От изображения на платье зависела будущая супружеская жизнь молодожёнов. Например:

    • древо жизни означает начало нового этапа в жизни;
    • богодар — благосклонность Богов к новоиспечённой семье;
    • белобог — символ повседневной радости, любви, света в доме;
    • звезда означает открытие Вселенной и благодать от Небесных сил;
    • волот — символ человеческой силы. Очень часто вышивался на рубахе жениха.

    Старинные свадебные образы сегодня

    Сейчас в моду возвращаются свадьбы в русском стиле. На них жених с невестой облачаются в народные костюмы, тем самым подчёркивая свою этническую принадлежность. Необязательно полностью повторять старинный образ — достаточно некоторых элементов, например, кокошника или узорчатого кафтана. Одежда может иметь и современный вид, но с элементами русской традиции — расшитые пояса, юбки, красные сапожки. Здесь всё зависит только от фантазии молодожёнов!

    Славянские платья

    Славянские платья и сарафаны: этно-стиль и память о Родных корнях

    Славянские платья – это свадебные наряды, ритуальная и праздничная одежда, женские рубахи, называемые нынче популярным словом туники. Все они шьются из льна, хлопка или натуральных трикотажных, вязаных полотен, и украшаются орнаментами.

    Наиболее частый способ нанесения обережных символов на славянское платье – вышивка. Издревле считалось, что каждый стежок имеет силу: как звуки в букве, а буквы порождают слово, и слово предложение – так и каждый крестик или узелок соединяемые в одну единую вязь способны создать мощный энергетический и информационный посыл: привлечение удачи, материнской и женской доли, защиты семьи.

    На женских платьях в славянском стиле вы увидите символьные изображения Берегинь и Рожениц, Лады, Лели и Макоши, знаки и чиры Перуна, Ладинец, Колядник и Коловрат. Именно они следят за своими «детьми», помогают им пройти трудный жизненный путь в Яви, быть здоровыми и счастливыми.

    Свадебные славянские платья с орнаментоми рекомендуется хранить как семейную реликвию и одевать их по случаю: празднику во славу Богов наших или в болезни и беде.

    Ритуальные и свадебные платья в славянском стиле: купите для защиты и помощи

    В нашем каталоге собраны работы мастеров и мастериц, отшивающих ритуальные и свадебные платья в славянском стиле, так модном сейчас во всем мире. Каждая деталь фасона, каждая линия орнамента тщательно проработана автором изделия и помимо эстетического удовольствия от красоты и натуральности материала дарит хозяйке одежды ощущение мощной защиты и постоянной поддержки Родных Богов.

    Вы можете выбрать и купить славянское платье из нашего каталога и заказать его пошив по вашим размерным сеткам, попросить совета и получить рекомендации в дополнении одежды подходящими аксессуарами: поясами, головными уборами и украшениями: обручальными кольцами со славянской символикой, обережными браслетами или серьгами.

    Русский сарафан — основной элемент женского народного костюма

    Русский Сарафан — длинное платье на бретелях, носившееся поверх сорочки или на голое тело. Сарафан исконно считается русским женским костюмом. В крестьянской среде известен с XIV века. В наиболее распространенном варианте кроя широкое полотнище ткани собиралось мелкими складочками — прищепом под узкий корсаж на бретелях. Различия в крое, используемых тканых и их цвете в различных областях России очень велики.

    Сарафан — как категория русской женской одежды, знакома современникам не только в России. Первое упоминание о нем в Никоновской летописи, относится к 1376 году. Формы и стили изготовления сарафанов менялись из века в век, с севера на юг, от крестьянки до дворянки. Мода на них не проходила никогда, лишь накладывала свои отпечатки в декоре, способах ношения.

    Русский сарафан носили и как повседневную и как праздничную одежду (одевали на народные гуляния, свадебные торжества). Девушка на выданье должна была иметь в приданном до 10 сарафанов разных расцветок. Представители зажиточных сословий и знати шили богатые сарафаны из дорогих заморских тканей (бархата, шелка и т.д.), привезенных из Персии, Турции, Италии. Его украшали вышивкой, тесьмой и кружевами. Такой сарафан подчеркивал общественное положение хозяйки.

    Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные. Различались праздничные и «буденные» сарафаны. Праздничные на каждый день декорировались по подолу «читаном» («гайтаном», «гайтанчиком») — тонкой в 1 см тесьмой домашней работы из красной шерсти. Верх украшался полоской бархата. Однако не только шерстяные сарафаны носились каждый день. Как легкая, домашняя одежда бытовая «саян» — прямой сарафан из сатина, собранный в мелкую складку по спинке и бокам. Молодые носили «красные» или «бардовые» саяны, а пожилые — синие и черные.

    В русских деревнях сарафан играл особую роль, по нему можно было узнать о социальном статусе женщины (замужем ли, есть ли дети) и о настроении.

    Не бойтесь демонстрировать принадлежность к славянскому Роду – гордитесь своими великими древними корнями! Вы можете выбрать и купить русский народный сарафан по вашему вкусу в нашем интеренет-магазине «Велес»