Старинные свадебные платья

Старинные свадебные платья (39 фото)

Очень интересно посмотреть на свадебную моду конца 1870-х – начала 1880-х годов.
На самом деле, я бы с легкостью назвал их произведениями искусства того времени.

Свадебное платье из кремового шёлкового атласа, украшенное бисером. Конец 1870-х — начало 1880-х годов

Свадебное платье из шёлка, 1880 года


Свадебное платье из атласа, украшенное жемчугом и отделанное по краю шёлком, 1882 год


Свадебное платье из тончайшей вышитой тюли (верхняя часть, надеваемая на нижнее платье) и туфельки, украшенные бисером, 1900-х годов.



Свадебное платье из шёлка, конец 1870-х годов


Свадебное платье из китайского шёлка, украшенное кружевом, 1900 года



Свадебное платье из кружева, 1908 год


Свадебное платье из шёлка, украшенное ручной вышивкой, 1909-1910 года


Свадебное платье из парчи, украшенное кружевом и жемчугом, сентябрь 1913 года



Свадебное платье из крепа, 1930-х годов


Свадебное платье из кружевного гипюра с поясом из тафты, 1950-е года



Свадебное платье из шифона, украшенное кружевом и жемчугом, 1960-е года



Платье из тафты с декоративной юбкой из кружева и шляпка-таблетка, украшенная шёлковым шнурком и бусинками с фатой. 1960-е года



Свадебное платье из органзы, украшенное вышивкой, со съёмным шлейфом. 1974 год



Свадебное платье из шифона, украшенное вышивкой, 1976 год

Старинные свадебные платья

Свадьба во все времена являлась, наряду с рождением детей, самой значимой датой в жизни женщины. Логично, что платье для этого торжественного случая старались сделать соответствующим. Интересно, что свадебное платье раньше могло иметь любой цвет – не обязательно белоснежный. А фасон нередко сильно отличался от привычного нам. Давайте совершим экскурсию в историю свадебного платья – от средних веков и до наших дней.

Какие платья одевали на свадьбу в старину?

В эпоху средневековья представители властных семей нередко женились не по любви, а по политическим мотивам. Понятно, что девушка на свадьбе должна была выглядеть просто сногсшибательно, ведь по её наряду оценивали честь и богатство всего семейства. Тогда для пошива свадебных нарядов использовались изысканные и дорогие ткани – шелк, сатин, тюль и вельвет, которые щедро украшались вышивкой золотыми нитями, ценным мехом.

В соответствии с нравами того периода, наряды были закрытыми, а подолы и рукава имели максимальную длину. Краски той эпохи делали из натуральных компонентов, поэтому яркие оттенки (алый, голубой, розовый) имели возможность позволить себе только представительницы богатых семей. Платья же натуральных “земных” цветов широко использовались небогатыми девушками.

Дорогие платья украшались драгоценностями: жемчугом, бриллиантами, изумрудами, сапфирами. Иногда украшений было настолько много, что сам материал платья был практически скрыт от глаз посторонних наблюдателей. Рассказывают, что графиня Фландрии Маргарет на церемонию собственного бракосочетания одела очень богатое платье, украшенное тысячами драгоценностей. Ей не хватило сил даже сделать несколько шагов, в церковь графиню в прямом смысле слова занесли.

Начиная с 17 столетия, свадьбы играли уже династическую роль. Тем не менее, невесты не перестали стараться поразить гостей собственным нарядом. Но иногда люди не оценивали их выбора, в разных странах мода отличалась. К примеру, португальская принцесса Катрина Браганская на свадьбу с английским королём пришла в розовом свадебном платье с внутренним каркасом, модном на её родине. Но англичане отреагировали сухо. Правда, позже мода на подобные наряды дошла и до Англии.

18 век

В восемнадцатом веке девушки из семей среднего достатка желали, чтобы их свадебный наряд выглядел богато. С этой целью платья нередко отделывались натуральным мехом. Мех норки или соболя являлся дорогим вариантом, зайца или лисы – более экономным. Представительницы же небогатых семей могли просто использовать льняную материю вместо привычной грубоватой ткани, из которой шилась обычная одежда и даже бельё. А длина шлейфа и рукавов была признаком статуса новобрачной.

Для девушек из обычных семей их свадебный наряд нередко оставался «выходным» и надевался ими на каждый значимый праздник. Интересно, что большую роль играл оттенок платья. В отношении цвета ходило немало суеверий и предрассудков. Для свадебного платья невесты в 18 столетии выбирали в основном следующие оттенки: голубой и розовый.

Белый, невзирая на ассоциации с чистотой и непорочностью, являлся непрактичным цветом, ведь такой наряд было очень легко запачкать. В связи с этим, часто для свадебного наряда нередко использовался голубой цвет. Его ассоциировали с невинностью девы Марии. Отсюда в англоговорящих странах и зародился обычай брать с собой на церемонию бракосочетания что-то голубое. Распространён был и розовый.

Так, в 18 столетии супруга британского скульптора Джозефа Нолекеса нарядилась на собственную свадьбу в лёгкое ажурное белое платье с вышитыми розовыми нитками цветами. В тон к нему были подобраны и туфельки, украшенные цветочной вышивкой. Каблук же был очень высоким для того времени – целых 8 сантиметров. Невероятно, но наряд девушки приглянулся всем присутствующим.

Оттенки же красного цвета ещё долго для свадебных нарядов не использовались. Этот тон привыкли ассоциировать с распутными женщинами. Аналогичная участь ожидала и зелёный окрас – его считали цветом лесных духов, эльфов и фей. Чтобы не привлекать к молодой ненужного внимания с их стороны, таких оттенков старались избегать. Черный же и вовсе считался траурным. На некоторых свадьбах даже гостям не разрешали приходить в чёрной одежде, чтобы не накликать ненужных бед.

Коричневый тон десятилетиями использовался бедными невестами, а жёлтый тогда лишь выходил на пик своей популярности. Три столетия назад он был модным, но считался характерным цветом язычников, поэтому церковь воспринимала его не особо хорошо. В небогатых слоях общества для свадебного платья использовался и серый цвет, прежде всего, благодаря практичности. Примерно через сто лет его стали ассоциировать с прислугой.

19 век

В начале 19 столетия появилась новая традиция – украшать свадебные платья разноцветными ленточками. Они нужны были, чтобы гости, оторвав ленточку, оставили себе ее на память в качестве сувенира. Позже им на смену пришли цветы. Гости приходили поздравить новобрачных с красивыми букетами, а аксессуаром молодой жены выступала специальная свадебная композиция. Цветы могли ещё закреплять на платье или в волосах невесты. Широко использовались розмарин, мирта, флердоранж. Традиция жива и поныне.

Первые свадебные наряды, отдалённо похожие на современные модели, начали шить на рубеже 18 и 19 веков. Тогда началось машинное производство ткани, набрал обороты импорт материала из Индии. Стали популярными платья с вуалью. В середине века начали широко использоваться ажурные перчатки и различные драгоценные камни. Среди минералов особой популярностью пользовались жемчуг и натуральный хрусталь, из тканей – атлас. К концу столетия модными стали узкие юбки.

Какие свадебные платья были модными в 20 веке?

В начале 20 столетия свадебные наряды с юбками большого объёма перестали считаться модными. Их начали отделывать так называемыми «крепо» – небольшими деревянными шишечками, обмотанными кружевами. Свадебные платья шились так, чтобы закрывалась даже шея невесты. Для этого использовался воротник-стойка. Длина уменьшилась, край юбки прикрывал лишь лодыжки. Корсет уже не являлся модным атрибутом, но время от времени использовался для выделения силуэта и сокрытия недостатков фигуры.

Стиль 50-х

В середине прошлого века вернулась популярность романтичного стиля. В моду вошли юбки большой длины, кремовые тона, хрупкие туфли-тапочки и платья со слегка приспущенной талией. Эти акценты позволяли визуально преобразить походку невесты, сделав её лёгкой и воздушной. Законодателем модных тенденций стал Диор, и он начал шить приталенные платья с объёмной юбкой, достающей примерно до колен.

Фееричным прорывом в мире свадебной моды 50-х годов стал наряд Грейс Келли. Её платье трудно назвать другим словом, кроме как «шедевр». На создание наряда известной американской актрисы для её свадьбы с принцем Монако ушло более тысячи метров прозрачной шелковой тафты, а также лёгкие брюссельские кружева из роз (которым на то время было более 120 лет).

Стиль 60-х

В следующем десятилетии популярность приобрёл минимализм. Длина свадебного платья уменьшилась, оно выглядело строгим и лаконичным. Количество декоративных деталей было минимальным. Самыми популярными были простые платья небольшой длины без каких-либо украшений – даже без бисера. Геометрические линии должны были чётко просматриваться в фасоне.

Юбки имели оригинальную форму – бутона, колокола или цветка. Множество невест того времени шли под венец и в платье-трапеции (с обтягивающим верхом и расширенной нижней частью одеяния). Правда, наряд мини был по душе не всем девушкам. Но более всех не желали следовать новой тенденции моды большинство знаменитостей и представительницы королевских семей.

Стиль 80-х

Наконец, в 80-х годах прошлого века свадебные наряды стали очень элегантными. Дизайнеры широко использовали свободный крой, изысканные кружева и романтические рюши. Последней тенденцией моды считалась декоративная вышивка на свадебных нарядах. А вместо фаты часто использовали шляпки. Ближе к концу 80-х в свадебной моде появился новый тренд – невесты всё чаще одевали даже не платья, а брючные костюмы.

Фотоподборка красивых старинных платьев невест

Современные свадебные платья могут выглядеть очень по-разному, ведь выбор материалов – необычайно велик, а фантазия невест не имеет границ. Нередко девушки предпочитают возвращаться к истокам моды, заказывая себе наряды, напоминающие старинные свадебные платья. Если вы тоже мечтаете о таком подвенечном одеянии, посмотрите фотоподборку ниже, в которой представлены красивые свадебные наряды, выполненные в ретро-стиле.

Свадебные платья в ретро-стиле

Свадебные платья в стиле ретро – оригинальная и, несомненно, стильная возможность для невесты выделиться среди современных дизайнов и силуэтов свадебных нарядов.

Пышное свадебное платье в стиле ретро

К винтажному стилю принято относить фасоны, элементы декора, уникальные решения, которые появились в свадебной моде не менее тридцати лет назад. Стилизация свадебного платья под ретростиль всегда притягивает взгляды, ведь что ни говори, прошлый век был эпохой исключительной женственности, романтичности и утонченности. Советский период не в счет.

Свадебные платья в ретро-стиле идеально подходят к образу романтичной и элегантной невесты

Ретростиль в свадебной моде – это не всегда старинные платья со странными элементами кроя и вычурной отделкой. Винтаж в современном исполнении может быть представлен правильно подобранным материалом, цветом платья (и чаще всего это не белоснежно-белый, а натуральный молочный или бежевый), элементом декора и аксессуарами.

Фото невесты в свадебном платье в стиле ретро

При выборе экстравагантных моделей рекомендуется позаботиться о сочетании наряда невесты с костюмом жениха – согласитесь, нелепо будут рядом смотреться винтажные перья и мужской деловой костюм от Brook’s Brothers. Лучше, если вся свадьба будет выдержана в ретро-теме: интерьер помещения для церемонии, прически приглашенных дам, костюмы кавалеров и заключительный красивый аккорд – свадебное платье невесты в том же стиле.

Свадебное платье «под старину»

Понятие «старинное» относит нас на два-три исторических века назад. Свадебные платья тех эпох фасоном серьезно отличались от современных, да и цветовые решения были чаще всего вовсе не белоснежные. Поскольку свадьбы в те времена редко носили любовный характер, а больше коммерческий, то платье невесты отражало богатство ее семейства и должно было соответствовать общественному положению будущего мужа. Это дорогие, обычно привезенные из-за границы изысканные и дорогие материи: шелк, сатин, вельвет, бархат.

Фото свадебного ретро-платья 19 века Свадебные наряды в средневековом стиле

В качестве декора выбирались золотые и жемчужные нити, тончайшее кружево ручной работы, драгоценные камни (изумруды, сапфиры, рубины), богатый мех (норка или соболь).

Моральные устои той эпохи диктовали свои правила: наряды для невесты были закрытыми, грудь и шея не обнажались, подол непременно «в пол» и рукава максимальной длины. Цвет свадебного платья напрямую указывал на финансовое благополучие семьи невесты: крашенные натуральными пигментами материи для платья стоили дорого, а потому яркие модели алого, розового или голубого цвета могли позволить себе только девушки из богатой семьи.

Натуральные цвета свадебных нарядов (молочный, бежевый, натуральный лен) оставались уделом небогатых невест, меховой декор состоял из шкурок зайца или лисы. Выбирая сейчас платье под старину, стоит учесть эти символические моменты.

Фото свадебного платья в средневековом стиле

В скромных по материальному достатку семьях свадебные платья шились с расчетом на то, чтобы в дальнейшем такой наряд можно было надеть на любой значимый праздник. По меркам современности такое платье на свадьбу будет казаться слишком практичным и простоватым, поэтому обычно дизайнеры используют старинные фасоны, но выполняют их из дорогих текстурных тканей с эффектным декором.

Начало 20 века

Начало XX века в женской свадебной моде ознаменовалось полным отказом от пышных многослойных юбок и использования кринолина. Все больше свадебный наряд становится похожим на классическое платье: приталенный силуэт с широким подолом годе, закрытый фасон с длинными рукавами, никакого декольте – даже шея закрыта высоким воротничком-стойкой.

Фото платья для невесты начала 20 века

Длина платья не такая кардинальная, как раньше: теперь виден не только носок туфельки, но и изящная лодыжка. От массового использования корсета в фасоне швеи того времени стали отказываться, но иногда он присутствует в дизайнах – позволяет визуально сделать фигуру более стройной, поднять грудь, выправить осанку, создать более четкий силуэт.

Свадебные наряды 20-х годов прошедшего столетия

Революция произошла не только в политической сфере страны, но и в модной индустрии и это не могло не отразиться на нарядах модниц того времени. Все чаще и современные невесты обращаются к фасонам того времени: укороченные модели, весьма открытые и смелые приходятся по вкусам девушкам XXI столетия.

Сейчас ретро-платье на свадьбу в стиле двадцатых годов выглядит как простой силуэт в сочетании с дорогостоящими, оригинальными по фактуре материалами и роскошным декором. В настоящее время ткани для таких стилизованных платьев выбираются воздушные и тонкие, матовые или атласные – шифон, шелк, атлас. Легкость фасона обеспечивается многослойностью и смелым комбинированием различных фактур материалов.

Свадебная мода 20 годов прошлого столетия

Изюминкой образа невесты того времени является эффектная, довольно глубокая линия декольте и сильно заниженная, буквально до бедер талия, нередко встречается подчеркивающий красивые ноги асимметричный подол. Отделка непременно должна быть богатой, иначе платье для свадебной церемонии будет казаться слишком простым: активно применяется вышивка жемчугом, бисером или стразами, декор тонким кружевом. В качестве аксессуаров для поддержания ретро-стиля рекомендуются длинные крупные бусы и массивные броши.

Платье на свадьбу в стиле 30-х

Женственность и элегантность – вот стиль свадебных дизайнов того времени. Приталенные силуэты с четкими формами, сложный крой и утонченность в деталях делают свадебные платья в стиле тридцатых годов прошедшего столетия современными и роскошными. Для фасонов характерны декольте, четко выраженная талия и изысканное оформление подола макси, часто дополненное умеренным шлейфом. Женственности и легкости такому платью добавят эффектные драпировки, способные помимо визуального выравнивания пропорций скрыть существенные недостатки фигуры. В качестве материала выбираются мягкие, легко драпирующиеся ткани, однотонные с матовой поверхностью.

Свадебное платье в стиле ретро с фатой

Современные вариации допускают среднюю длину юбки, которая в любом случае должна прикрывать колено. Часто свадебный наряд такого плана выбирают невесты старше 30-ти лет: и красивая фигура подчеркнута изящным кроем, и платье не выглядит дерзким. Роскошь образ приобретает за счет дорогих ювелирных украшений и стильных аксессуаров: перчаток до локтя, шляпки в том же стиле, клатча в тон платью.

Золотые серьги с сапфирами и бриллиантами, SL (цена по ссылке) Золотые кольца с рубинами и бриллиантами: первое кольцо; второе кольцо, все SL (цены по ссылкам)

Свадебная мода 40-х и 50-х

Вторая мировая война внесла свои коррективы в жизнь людей по всем направлениям. Разрушенные производства, невернувшиеся с передовых мужчины – свадьбы в то время сами по себе были редкостью, а свадебные наряды просты и даже повседневны. Лишь в конце 40-х свадебная индустрия начала набирать обороты, и середина прошедшего столетия предоставила девушкам возможность выходить замуж элегантными и нарядными.

Романтика вернулась в сердца людей и в их гардеробы. Свадебные наряды 50-х – это юбки миди, приталенные фасоны, пышный низ и аккуратный, даже строгий верх. Акцент делается не на сложность кроя, а на использовании дорогих воздушных (тафта) или, наоборот, держащих форму (креп) материалов. Отделка кружевом выполняется в умеренных масштабах, но шитье при этом выбирается исключительно тонкой работы.

Свадебное платье с узорами в стиле ретро Фото свадебного платья советских времен

Минимализм и строгость

Простота и лаконичность – вот девиз свадебной моды двух следующих десятилетий. Фасоны теряют длину, платье невесты на свадьбу в стиле 60-х годов выглядит исключительно лаконичным, декор используется по минимуму и далеко не всегда. В силуэте дизайнеры и швеи выдерживают строгую геометрию: обтягивающий верх и пышный низ создают идеальные пропорции практически для любой фигуры. В 70-х годах прошедшего века форма юбки свадебных платьев приобретает оригинальную форму – колокол или бутон.

Свадебный стиль 80-х годов

Старые свадебные платья стиля 80-х годов воистину выглядят как наряд королевы: они роскошны и элегантны. Силуэты, как правило, выдерживаются в классическом «бальном» стиле – длинные юбки, эффектно оформленная, но часто закрытая полупрозрачным материалом зона декольте, объемные рукава. Гламур и богатство образа достигается за счет декора: на свадебных платьях появляется богатая вышивка, а вместо традиционной фаты невесты предпочитают шляпки или объемные цветочные украшения для волос. Однако демократия и свобода уже пришли в умы, сердца и свадебную моду: платья для невест становятся все оригинальнее, а подчас откровенно эпатажными. Хитом 1980-х стали свадебные брючные костюмы.

Кружевное свадебное платье в стиле ретро Свадебное платье 80х

Последнее десятилетие прошлого века

Вольный ветер свадебной моды к концу XX столетия потихоньку успокаивается, и невесты возвращаются к классическому образу сказочной принцессы. А это, в первую очередь, традиционный крой с открытыми плечами, четкой талией и пышной юбкой. В моду возвращается кринолин и многослойность подола, обилие кружевного декора, цветовые решения выдержаны в оттенках белого цвета (на модных подиумах начинает появляться молочный и цвет слоновой кости).

Роскошь и богатство наряда, как и прежде, достигаются за счет великолепного декора и дорогих тканей – любая невеста в платье стиля 90-х годов выглядит как истинная королева. Дополнительный акцент в образе делается на сложной прическе, украшенной средней или длинной фатой.

В 90-е годы прошлого века в моду вернулись свадебные платья, как у принцессы

Свадебное платье 2000 года

2000 год стал переломным моментом не только в историческом плане. В свадебной моде не произошло никаких коллапсов, просто снялись определенные ограничения на стиль, фасон, декор: некоторые девушки предпочитали дерзкие мини-наряды, более консервативные дамы оставались в классических свадебных платьях. Модные тенденции нестабильны и демократичны, а точнее дают возможность попробовать, что душе угодно: прямые и приталенные фасоны, романтический декор и абстрактные принты, различную длину. Впервые за несколько столетий наряду с традиционным белым и его оттенками появляются цветные свадебные платья: розовые, голубые, алые.

Фото свадебного платья 2000 года 13 января 2018, 15:56 Дополнительная скидка +8% на все украшения SUNLIGHT при доставке (промокод «стиль8»)

Старинный свадебный костюм на Руси

История русского народного свадебного костюма насчитывает много веков. Издавна свадьба считалась особым обрядом, поэтому и убранство должно быть соответствующим. Об отличительных чертах русского костюма на свадьбу — читайте далее.

Особенности старинного свадебного костюма на Руси

Свадебный наряд в зависимости от местности мог существенно различаться. Несмотря на общие черты в покрое и украшениях, все они имели особенности. Традицию народного костюма на Руси можно разделить на два направления:

  • южную;
  • северную. В центральной части Руси костюмы больше походили на наряды северных поселений.

Свадебный костюм внешне очень отличался от будничного. Для его шитья использовали иные материалы, яркую цветовую гамму, обилие украшений. Костюм невесты был многопредметным — состоял из множества деталей.

Что касается тканей, то вся одежда шилась только из натуральных материалов на основе льна или шерсти. Чаще все нити и пряжу ткали и пряли сами невесты. Сарафан для невесты отличался плотностью, а вот рубаху шили из лёгкого льна.

Наряд невесты — из чего состоит?

Женский костюм на Руси состоял из большого количества элементов. Все они имели важное значение и никогда не упускались при создании наряда.

Платье

Основой костюма традиционно было платье — комплекс рубахи с сарафаном. Нательная рубаха встречалась повсеместно и могло быть как длинной (практически до пят), так и укороченной (туникообразной). Поскольку сверху всегда надевался сарафан, из-под него виднелись только пышные рукава. В обиходе рубаху шутя так и называли — «рукава».

Шили рубаху из натурального льна. Четыре или два куска ткани сшивались, а на плечах вставлялись особые кусочки, богато расшитые шелковыми нитями. В целом вся рубаха расшивалась растительными, природными, геометрическими мотивами. Популярны были разнонаправленные стежки разных цветов, благодаря чему одежда становилась рябой и очень нарядной.

Сарафан на Руси отшивали или клинообразным, или прямым. Он не подчёркивал фигуру, свободно спускался по ней. В богатых семьях сарафан был соответствующим: мастерицы кроили его из парчи, украшали натуральными мехами и камнями, жемчугом. У крестьян платья были поскромнее, из льняных или шерстяных материалов, но также расшивались узорами, орнаментами, бисером и кружевом. В этом и состояло главное отличие подвенечного платья от обыденного — в обилии украшений даже на недорогом сарафане.

Головной убор

На севере и юге Руси головные уборы невест существенно отличались. В общем виде можно выделить самые распространённые из них:

  • кокошник — головной убор с открытым затылком, богато украшенный камнями, бисером и тесьмой. Под него иногда надевали тонкую облегающую шапочку-сетку, сплетённую вручную. Она полностью прикрывала волосы;
  • косник — лента-повязка на голову с ажурными узорами, подвесками из бисера и жемчуга.

Обувь

Вид женской обуви зависел от времени года:

  • летом — кожаные, плетёные сандалии или башмачки;
  • зимой — тёплые шерстяные валенки. Последние украшались яркими узорами.

Аксессуары и дополнения

Дополнительные украшения в женском костюме практически не использовались. Да и не нужны были бусы или серьги, когда весь наряд от головы до ног был расшит ажурными мотивами, камнями и кружевами. Чего стоят только одни широкие расшитые рукава лёгкой женской рубахи. Просто загляденье!

Отдельно стоит сказать о такой детали, как пояс. Он выполнял больше не эстетическую функцию (не подчёркивал фигуру), а скорее просто поддерживал наряд. Тем не менее на его украшение мастерицы не скупились. Его завязывали на поясе, а концы либо закручивали, либо спускали в свободное положение.

Иногда в свадебном убранстве имел место и передник. Он уже не украшался так богато, как основное платье. Главная цель надевания передника — показать хозяйственность невесты.

Как выглядит костюм жениха?

Важно! Рубаху для жениха по традиции вышивала невеста. Это действо считалось важным обрядом: девушка через молитвы и песнопения передавала своё послание.

Свадебный наряд жениха по всей Руси был примерно одинаков. Состоял он из брюк, рубахи и пояса. Рубаха была не менее яркой, чем одежда невесты. Она непременно украшалась орнаментами на груди и рукавах. Если рубаха была белой, то вышивка — красной. Яркие красные рубахи расшивались золотыми нитями.

Длина рубахи доходила до бёдер и даже ниже. Богато украшенный пояс повязывался на талии. Интересная особенность — мужской пояс вышивался таким же мотивом, что и сарафан невесты.

Значения свадебной вышивки и символики на платье

Многочисленные орнаменты вышивались на свадебном костюме не просто так. Считалось, что каждый из них имеет сакральный смысл. От изображения на платье зависела будущая супружеская жизнь молодожёнов. Например:

  • древо жизни означает начало нового этапа в жизни;
  • богодар — благосклонность Богов к новоиспечённой семье;
  • белобог — символ повседневной радости, любви, света в доме;
  • звезда означает открытие Вселенной и благодать от Небесных сил;
  • волот — символ человеческой силы. Очень часто вышивался на рубахе жениха.

Старинные свадебные образы сегодня

Сейчас в моду возвращаются свадьбы в русском стиле. На них жених с невестой облачаются в народные костюмы, тем самым подчёркивая свою этническую принадлежность. Необязательно полностью повторять старинный образ — достаточно некоторых элементов, например, кокошника или узорчатого кафтана. Одежда может иметь и современный вид, но с элементами русской традиции — расшитые пояса, юбки, красные сапожки. Здесь всё зависит только от фантазии молодожёнов!

Старинные свадебные платья

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Профиль
  • Избранное

Свадебная мода 19 века

Уф! Наконец-то я закончила размещать на сайтах свой новый исторический роман «Мой бывший холоп»: https://sviridenkova.livejournal.com/287545.html.

Вымоталась ужасно, но получившийся результат мне нравится. Кстати, в свободном доступе романа уже нет, он продаётся на сайте «леди вебнайс» и скоро появится в продаже на «Призрачных мирах».

По случаю завершения работы над романом я решила сделать пост о свадебной моде 19 века. Длинный текст — под катом (кому неохота читать, можно просто полюбоваться картинками). А самой первой размещаю модную гравюру с изображением свадебного наряда, в котором могла выходить замуж героиня моего романа.


Свадебное платье, 1875 год

Четыре основных вывода о свадебной моде 19 века:

1. Свадебные платья 19 – начала 20 века шили преимущественно закрытыми, с полудлинными или длинными рукавами. То есть это нарядные, но не бальные платья.

2. Какой-то особенной свадебной моды не существовало. Платье невесты шилось по моде того года, когда она выходила замуж, её прическа также не выбивалась из рамок модного силуэта.

3. На протяжении всего 19 века платья молоденьких невест могли быть как белыми, так и других нежных оттенков – в принципе, та же ситуация, что и в наше время.

4. Расхожее утверждение о том, что английская королева Виктория кардинально изменила свадебную моду, притянуто за уши. Виктория изменила лишь свадебную моду для королевских невест, одевшись в день свадьбы так, как могла одеться любая аристократка.

По первому пункту…

Если рассматривать картинки из модных журналов разных годов 19 века, нельзя не заметить, что свадебные платья были преимущественно закрытыми. Почему так?

Дело в том, что в день венчания было не принято давать свадебный бал. Его давали на другой день… или не давали вообще! А раз бала нет, то и бальные платья ни к чему.

Почему не давали бала в день свадьбы? Ну… Вероятно, считали неразумным пускаться в пляс после обильной еды и выпивки. К тому же венчались часто по вечерам. И какой тут бал? Пока все соберутся в церкви, пока пройдёт утомительная церемония венчания да пока все съедутся в дом, например, родителей невесты, выпьют за здоровье молодых, покушают… В общем, тут уже не до бала.

Из произведения Владимира Соллогуба «Неоконченные повести» (начало 1840-х).

«Вы помните Федора, который все ходил на почту и так усердно играл на скрипке. Он был в трауре и сидел повес я голову.
Мы обнялись как братья.
– Я приехал, – сказал он едва внятно, – я приехал звать тебя на бал.
– На бал? Меня. куда.
– На свадебный бал, – продолжал он. – Вчера была свадьба моей сестры. Что ж делать? Я сам только что приехал. Правда, сестра умаливала, чтоб не было этого бала, да свекор и вся родня взбудоражились. «Свадьба, говорят, так и пир горой»…

«– Вы приехали вчера? – спросила она после короткого молчания.
– Вчера, часов в семь.
Она вздохнула и посмотрела на меня так, что я чуть-чуть с ума не сошел.
– Вчера в семь часов, – сказала она, – меня одевали к венцу».

Ещё можно вспомнить «Анну Каренину», свадьбу Кити и Левина. Тоже венчались вечером, и родители Кити давали у себя дома свадебный ужин. После чего молодые уехали из Москвы, и до бала дело не дошло.

Однако это не значит, что абсолютно все венчались по вечерам и не давали балов в день венчания. Кто-то и утром венчался, и балы устраивал в довесок к банкету. Хозяин барин, как говорится. Так что бальные платья невесты иногда всё же надевали в церковь.

По второму пункту…

В принципе, тут пояснять нечего – всё видно по модным картинкам. Обратите внимание, как интересно (а то причудливо) укладывается фата в зависимости от формы причёски. Главное – и фату, и цветы (иногда – венок) приспосабливают к модному для определённого года варианту прически, а не прическу подстраивают под свадебный головной убор.

По третьему пункту…

Надо полагать, белый цвет в нарядах молодых невест всё-таки лидировал – как и сейчас. Но белый – не значит белоснежный. Активно использовались молочно-белые, кремовые оттенки – кому какой к лицу. Розовый, голубой или жемчужно-серый (как у Джейн Эйр) цвета выбирали реже.

Женщины, выходившие замуж не первый раз, как правило, выбирали цветные платья, часто – лиловых оттенков. В сиреневом платье полагалось быть и молоденькой девушке, если в семье был траур, а свадьбу по каким-то причинам не могли или не желали откладывать.

Интересно выглядит платье смоленской дворянки Марии Энгельгардт (1825 год). Я не раз любовалась им в нашем Историческом музее, оно — воистину прелесть! Это платье – бальное, и цветы на нём розовые, а не белые. Не встречала похожих свадебных платьев ни на картинах, ни на модных гравюрах 19 века.


Свадебное платье, 1827 год


Свадебное платье Марии Григорьевны Энгельгардт, 1825 год (хранится в Историческом музее Смоленска)


Свадебное платье, 1833 год (рукава короткие — бальный вариант)


Свадебное платье, начало 1830-х


Свадебное платье, 1834 год


Свадебное платье, 1837 год


Свадебное платье, 1843 год


Свадебное платье, около 1850-го года


Свадебное платье, 1871 год


Картина русского живописца Фирса Журавлёва «Перед венцом», 1874 год (бальное платье)


Свадебное платье, 1874 год


Свадебное платье, 1874 год


Свадебное платье, 1870-е


Свадебное платье, 1870-е


Свадебное платье из муарового шёлка, 1879 год, фотография


Свадебное платье из муарового шёлка, 1879 год (то самое, что на фото выше)


Свадебное платье, 1880 год


Свадебное платье, около 1880 года


Свадебное платье, 1882 год


Свадебное платье, около 1895 года


Свадебное платье, 1899 год