Традиции чувашской свадьбы

Чувашская свадьба — традиции и обычаи

Чувашская свадьба богата на традиции и разнообразные обряды и обычаи. Рассмотрим подробнее все особенности церемонии в этой статье.

Свадьба — главный этап в жизни чуваша.

Свадьба для чувашского населения столь же значимый момент в жизни как смерть или рождение, это символический жизненный этап-создание ячейки общества для родословной. Издревле чуваши считают создание семье жизненной целью каждого человека. В случае когда человек по каким-либо обстоятельствам не успевал вступить в брак и не завел детей, он умирает во грехе. Подготовка и проведение чувашской народной свадьбы это непросто обыкновенный праздник с застольем, это этап в жизни с соблюдением обрядов.

Национальные традиции

Чувашская свадьба сопряжена с бытовыми и религиозными поверьями. К бытовым относятся калым, приданое, к религиозным-защита от нечисти и привлечение счастья в новой семье. Вся свадебная церемония длится на протяжении нескольких недель и проходит множество этапов от сватовства до бракосочетания.

Знакомства и выбор невесты и жениха

В поиске возлюбленной жениху приходилось отправляться далеко за пределы родного села. Это создавало уверенность, что девушка не будет состоять с избранником в близкородственных связях. Жители одного села, деревни могли приходиться родственниками, что категорически запрещено по канонам чувашских традиций.

По этой причине в праздниках участвовали несколько поселений, где молодежь и знакомилась. Встречаются случаи, когда второю половину выбирают родители, но в таком случае обязательно спрашивалось согласие обоих сторон пред бракосочетанием. Когда возникала симпатия у одной из сторон по национальной традиции принято дарить подарки, девушка преподносит платок, а парень угощает гостинцами.

Выбор невесты

После выбора суженой молодой человек объявлял о своем решение родителям, отец с матерью в свою очередь, перед свадьбой удостоверялись, что берут в дом здоровую и воспитанную девушку. Так как будущую супругу становится полноправной хозяйкой в доме и напрямую обязана следить за порядком, то навыки работницы проверялись с особой тщательностью. Более зрелые невесты ценятся больше, чем совсем молодые, так и приданое солиднее и опыт ведения хозяйства за плечами имеется.

Начало сватовства

Самое распространённое время года для сватовства весна. К суженой отправлялась группа сватов, которая состояла из многочисленных родственников и близких, главное, чтобы количество сватов было нечетное. Выбранные люди приходили в дом к невесте с гостинцами и горячительными напитками. Когда выбор делают родители, то на первые смотрины берут жениха. Если по каким-то причинам невеста не понравилась жениху, молодой имеет права отказаться от продолжения сватовства.

По прибытии в дом невесты сваты заводили ничего не значащий разговор с родственниками избранницы. Это делалось осознано в честь древних традиций, в свою очередь, родители не замечали скрытого умысла. После чего звали будущую супругу и оглашали цель визита.

Сватовство и все что с ним связано

Если зазванным гонцам удавалось обсудить все договоренности с родителями, то через пару дней в дом приходили родители со второй стороны для закрепления знакомства и заключали соглашение о калыме и приданом. С обеих сторон обменивались гостинцами, а сосватанная девушка преподносила презенты родственникам избранника. На это застолье проводились переговоры о предстоящем свадебном тожестве, обычно церемония назначалась через 3-5 недель, обязательное условие нечетное количество недель.

Приданое состояло из предметов кухонного обихода и одежды, а также скота. Для калыма готовились деньги, продукты для свадьбы. Эта чувашская особенность действует по сей день, но немного видоизменилась все измеряется в денежном эквиваленте.

Передача денежных средств проходит в преддверии свадебного торжества, родня невесты выставляет на стол хлеб с солью, а родственники жениха покрывают его кошельком с денежным калымом. Старший в семьи невесты мужского рода забирает деньги, а кошелек возвращается обратно с вложенной монеткой, чтобы деньги в доме не заканчивались.

Подготовительные особенности к свадьбе

Чувашские свадебные традиции насчитывают много обрядов, все зависит от географического местоположения чувашей. Огромное значение, на обряд влияет, согласовано ли торжество с будущей супругой или ее крадут. Свадебная церемония начинается одновременно в обоих домах, после чего будущий супруг забирает невесту к себе в жилище, где и продолжается празднование.

За несколько дней до торжества молодожены обходят с друзьями всех родственников в своем селе. А также одной из традиций является пивоварение. На первом этапе перед свадьбой занимались уборкой в бане и доме для молодоженов и родственников. После бани новобрачная проходила повторное омовение, чтобы отчиститься от злых духов. После банных процедур супруги облачались в национальную одежду, просили благословения у старших в роду, и начиналась торжественная церемония.

Начало свадебной церемонии в доме невесты

В ожидание прибытия жениха, гости собирались в доме, приглашенные занимались подготовкой угощений к столу и молились за благополучие молодой семьи. В это время в соседней комнате невеста с подружками примеряла свадебное платье. По приезде молодого, он платил отцу невесты символическую оплату. После чего вся процессия проходила в дом, парень занимал отведенное место, куда родители невесты подложили деньги.

Встреча жениха на свадьбе

Во время веселого застолья с песнями и плясками вводилась новобрачная, покрытая свадебным покрывалом. Возлюбленная заводила песнь-плач с причитаниями, после чего ее забирал жених в свой дом. После выезда за пределы, отчего жилища парень выполнял обряд для изгнания злых духов—бил жену три раза нагайкой. Обратная дорога сопровождалась песнями и музыкой.

Подготовка к свадьбе в доме жениха

Во время сбора гостей жениха наряжали в традиционный чувашский костюм близкие родственницы. Затем молодожен выходил во двор, где дружка с холостыми парнями запевали первые песни и пляски. После первого этапа все возвращались в дом, где предстояло выпить. И только после этого жених с друзьями отправлялся в дорогу за невестой.

В дом к жениху возвращались под вечер, и все располагались ночевать. Новобрачная с родственницами жениха, и остальные приглашенные гости также оставались на погост в доме супруга. Наутро проводился обряд венчания в церкви. Послесвадебной церемонии гости, и молодые возвращались домой, где состоявшаяся супруга переодевалась в наряд замужней девушки и свадебное пиршество продолжалось.

Свадебная церемония в доме жениха

По окончании венчания начиналась череда традиционных обрядов. У околицы свекра разбивалось яйцо, сам муж съедал жидкую яичницу с молоком во благо семейного счастья. После каждого обряда новобрачные отправлялись на брачное ложе: молодых просто запирали на пару часов в комнате, после их поднимала одна из матерей.

Состоявшаяся супруга по традиции отправлялась за водой после того как, супруги побывали на брачной кровати. Жена должна набрать воды и принести полное ведро в дом, притом золовка трижды мешала это сделать, и только на четвертый раз разрешалось занести воду в жилище. После всех национальных традиции свадебное застолье продолжалось сутки, и свадьба заканчивалась.

Обычаи после свадьбы направленные на укрепление семейного очага

После свадьбы в течение трех дней новоиспеченная жена не могла убираться в доме, это делали близкие родственницы, за что молодая откупалась подарками. А также подарками одаривалась свекровь семью презентами. В течение первого года породнившиеся семьи ездят, друг другу в гости. Так, они укрепляют семейные узы.

Через семь дней супруги должны навестить тестя. Через несколько дней вновь навещали тестя, но уже в присутствие родителей и одного родственника. Через шесть месяцев посещали отца невесты в количестве 12 человек, все гостили в течение трех дней, во время которого возвращался остаток приданого.

Существует еще одно важное поверье, жених не мог танцевать и плясать на собственной свадьбе. В случае несоблюдения традиции считалось, что жене буде плохо жить в этом браке. Веселиться разрешалось только после первого визита к отцу супруги. Но современные молодожены исполняют первый свадебный танец прямо на церемонии.

Чувашская свадьба с традициями для укрепления семьи

Таинства чувашского народа

Обряды чувашской свадьбы тесно взаимосвязаны с бытовыми и религиозными легендами. Обычаи бытового характера включают калым и приданое. Религиозные предания позволяют спасти семью от нечистых сил и сглаза, а также привлечь счастье и богатство.

Весь свадебный процесс длится в течение нескольких недель и основывается на прохождении многих шагов от знакомства молодых до заключения брака.

Знакомство молодых

Чтобы найти возлюбленную, жениху нужно было выехать за границы своей родной местности. Это давало уверенность в том, что будущая жена не будет находиться с избранником в родственных отношениях. Жители одного села могли быть друг другу родственниками. А по правилам категорически запрещается жениться на девушке из ближайшего круга.

По этой же причине участие в торжестве принимали многие поселения, где молодежь узнавала друг друга. Встречались случаи и то, что пару жениху выбирали отец и мать. Но они обязательно советовались как с юношей, так и с девушкой перед заключением брака. Если между сторонами наблюдается симпатия, необходимо одаривать подарками. Женщинам преподносят платки, а мужчинам — различные угощения.

Выбор будущей супруги

После того как жених выбрал суженую, он говорит о своем ответе родным. Отец и мать перед свадебным торжеством обязательно убеждаются в том, что в жилье приглашают здоровую и воспитанную женщину. Так как будущая супруга будет хозяйкой в доме, то она должна следить порядок. Навыки девушки тщательно проверялись родственниками. Зрелые женщины ценятся больше, так как они имеют солидное приданое и опыт в ведении хозяйства.

Процесс сватовства

Чаще всего сватовство проводится в весенний период времени. К будущей супруге отправляют сватов. Коллектив включает многочисленных родственников и близких семьи. Но существует отличительная черта — количество сватов всегда нечетное. Жители, которые были выбраны, появляются в жилище девушки с угощениями и питьем. Если выбор делают родители, то на первый прием берется жених. Если женщину мужчина не оценил, то молодой человек может спокойно отказаться от нее. Тогда процесс сватовства начинается заново.

После прибытия в доме невесты родственники жениха заводят обычный разговор с родителями девушки. Это совершается осознанно, так требуют традиции. Если первый визит проходил хорошо, то назначалась вторая встреча с будущими супругами.

Некоторые моменты сватанья

Если сваты обсудили все моменты с родными невесты, то через 2-5 дней с визитом приходила сторона будущей супруги. Такая встреча позволяла закрепить знакомство и заключить договор о калыме и приданом. И та, и другая сторона обменивается угощениями. Невеста в обязательном порядке преподносит подарки родным избранника.

За столом совершаются переговоры о будущем мероприятии. День бракосочетания назначался через 3 или 5 недель. Главным требованием является нечетная неделя проведения праздника.

В приданое включают кухонную утварь, одежду и скотину. Калым состоял не только из денег, но также из продуктов для празднования. Такие обычаи чувашского народа используются до сих пор. Только теперь все определяется в денежных ценностях.

Отдача калыма происходит за несколько дней до мероприятия. Родными невесты ставится на стол хлеб с солью, а родственниками жениха он накрывается мешочком с деньгами. Отец или дед девушки забирает калым, а мешочек с вложенной монеткой отдает обратно. Этот обычай необходим для того, чтобы в доме никогда не заканчивались деньги.

Дань плача

Этот обряд является продолжением предыдущего. Во время плача новобрачная обнимала родственников и друзей, как бы прощаясь. Каждому человеку, подходившему к ней, она протягивала ковш с пивом. В него гость бросал монеты.

Дань плача длился несколько часов, после чего девушка вынимала монеты, клала их за пазуху. Все это время гости танцевали, потешая виновницу торжества. Затем невесту увозили в дом избранника.



Подготовка к торжеству

Многочисленные обычаи чувашской свадьбы отличаются от географического месторасположения народа. На обряд также влияет согласие будущей супруги на ее хищение.

Мероприятие начинает происходить сразу в двух жилищах. Потом жених везет невесту к себе в дом, где уже продолжается празднование.

За 2-4 дня до мероприятия молодая пара обходит всех близких и родных в поселении. Есть еще одна традиция — пивоварение. Первый шаг заключается в чистке банного помещения. После этого невеста проходит повторное омовение, что позволяет очиститься от нечистых сил. После бани молодожены надевают традиционные костюмы, просят благословения у родителей. Затем начинается торжественная церемония.

Несколько поколений в одном доме

Семья – главная ценность для каждого чуваша, поэтому и семейные ценности почитаются свято. В чувашских семьях супруги имеют равные права. Приветствуется проживание нескольких поколений в одном доме, так что семьи, где бабушки-дедушки, их внуки и правнуки живут под одной крышей и ведут совместный быт, не редкость.

Старшее поколение особо почитаемое. Ребенок и взрослый никогда не употребит слово «мама» в саркастическом, юмористическом и тем более оскорбительном контексте. Родители – это святое.

Начало торжества

Приглашенные гости находятся в доме в ожидании жениха. Родственники занимаются подготовительными мероприятиями. На стол ставятся угощения. После чего близкие люди читают молитву за благополучие молодой семьи.

Одновременно с этим, в другой комнате невеста с подружками примеряет свадебное платье. После того как жених приезжает, он платит отцу девушки деньги в виде символической платы. Дальше мероприятие проходит в доме. Жених занимает то место, куда указывают родители девушки.

Встреча будущего супруга на празднике

Когда проходит веселое застолье с песнями и танцами, вводится новобрачная. Она обязательно находится под свадебным покрывалом. Невеста заводит песню с причитаниями. После этого мужчина забирает ее в свое жилище. Во время поездки домой жених должен провести обряд, который защитит его семью от злых духов. Он заключается в хлестании жены нагайкой около 3-5 раз. Обратная дорога сопровождается музыкой.

Подготовительные мероприятия в доме жениха

Когда гости собираются в жилище будущего супруга, его наряжают в традиционный чувашский костюм. Дальше мужчина выходит во двор, где холостые парни поют песни. Как только первый этап завершен, все снова возвращаются в дом и начинают выпивать. Потом жених отправляется за женой.

В дом к жениху возвращаются только под вечер. Супруга с родственницами жениха остаются на погосте в доме мужчины. Утром совершается следующий обряд — венчание в церкви. После торжественной церемонии приглашенные гости и молодожены возвращаются домой. Там они уже переодеваются в наряд замужней девушки и свадебный пир продолжается.

Торжественное мероприятие в жилище жениха

Обряды после завершения венчания на этом не заканчиваются. Возле околицы отца невесты разбивается яйцо. Муж съедает жидкую субстанцию и запивает молоком. Такая традиция способствует счастью в семейной жизни. После каждого обряда молодые отправляются в брачное ложе. Новобрачных запирают на 2-6 часов в комнате, после чего их выпускает одна из матерей.

По традиции после брачной ночи женщина отправляется за водой. Жена должна принести наполненное ведро, при этом золовка 3 раза мешает ей это совершить. Только на 4 раз допускается занесение воды в дом. После бракосочетания гуляния продолжаются еще несколько дней.

Хăйматлăх (посаженный отец)

Посаженный отец оберегал жениха. Он был доверенным лицом, которому поручалось в целости и сохранности доставить невесту.

Хăйматлăх и хăйматлăх арăмĕ (жена посаженного отца) неотлучно находились с девушкой. Ехали в одной повозке при переезде. Были вместе с ней при выходе и входе в любое помещение.

Во время песен и плясок она раздавала рубахи родителям, старшим и младшим братьям и, приняв их благословение, уезжала вместе с мужем на повозке посаженного отца.

При этом хăйматлăх выносил невесту из дома ее родителей и усаживал в повозку на руках.

В качестве посаженного отца избирался человек из родственников парня или близкий друг его семьи.

Традиции после свадьбы для укрепления семейной жизни

После заключения брака молодожены еще в течение 3 дней не имеют право наводить порядок в доме. Этим занимались родственники, за что супруга откупалась от них подарками. Также мать жениха одаривала семью различными угощениями и презентами. Первый год после свадьбы родственники посещают друг друга. Это позволяет полностью закрепить семейные узы.

Через 7 дней молодожены навещают тестя. Еще через 3-5 дней снова навещают отца невесты, но уже вместе с родителями мужа. Через 6 месяцев тестя посещает 12 родственников. Все гостят 3 суток. За этот период происходит возврат остатка приданного.

Еще одним поверьем является то, что жених не должен плясать на собственном торжестве. Если правилу не придерживаться, то значит, жизнь в браке будет плоха. Отдых допускается только после первого визита жениха к тестю. Но современными молодыми парами допускается исполнение первого свадебного танца прямо на церемонии.

Кĕçĕн кĕрÿ (младший зять, младший дружка)

Персонаж выбирался из молодых неженатых парней и считался одним из главных исполнителей элементов свадебных обрядов.

В его обязанности входило угощать гостей пивом, выполнять поручения, побуждать гостей к выполнению определенных традиций.

Он исполнял танец перед выездом, завлекая всех к веселью. Запевал, после чего начинали петь и плясать остальные. Руководил музыкантами.

Функции кĕçĕн кĕрÿ сохранились. Персонаж является свидетелем.

Кроме младшего дружки, все главные персонажи в обрядах участвовали с женами, которых называли туй пуçĕн арăмĕ (жена головы), мăн кĕрÿ арăмĕ (жена старшего дружки), хăйматлăх амăшĕ (посаженная мать, жена посаженного отца).

Традиционные костюмы чувашского народа

Жених на свадебное мероприятие одевается в расшитую рубашку, кафтан. Все подпоясывает кушаком синего или зеленого цвета. В обязательную атрибутику включают сапоги, перчатки, меховую шапку с монетой на лбу, украшение на шею. В период сватовства невесте дарят вышитый платок. Супруг пришивает его к себе на пояс сзади, а в руках удерживается нагайка. Даже если будет жаркая погода, жениху нельзя ничего снимать из представленной атрибутики.

Невеста облачается в наряд, на котором располагается до 15 кг украшений, 2-3 кг из которых являются серебряными монетами. Их цепляют на головной убор и ленту-накидку. Наряд будущей жены состоит из рубашки, передника, халата или кафтана. По обычаям их тоже украшают вышивкой. Также обычаи подразумевают ношение колец, браслетов, шейных и нагрудных подвесок. С собой будущая супруга берет кошелек и зеркальце. Головной убор невесты украшается бисером, раковинами и монетами. Рисунки на костюме напоминают геометрические фигуры. В каждом из них заключается смысл. Покрывают новобрачную белой плотной тканью с вышивкой.

Чувашская свадьба проходит довольно необычно. Но соблюдая все обычаи и следуя четко всем шагам, семья будет жить счастливо и богато.

Чувашская свадьба. Что из старинных обычаев сохранилось поныне.

Что из старинных обычаев сохранилось поныне.

Скачать:

Вложение Размер
chuvashskie_svadby._3.doc 64 КБ

Предварительный просмотр:

Что из старинных обычаев сохранилось поныне.

МБОУ «СОШ №64» г. Чебоксары

Алякина Милена Сергеевна

Выбор темы исследования

Перелистывая семейный альбом я увидела свадебные фотографии своих родных. В то время я была еще довольно маленькой, поэтому особо не обращала внимания на обряды и традиции, присущие чувашским свадьбам. Однако сейчас, глядя на красочные костюмы, мне стало интересно: что же из старинных свадебных обычаев и традиций сохранилось поныне? Это и стало темой для моей исследовательской работы.

Я поставила перед собой цель : изучить и сравнить проведение чувашских свадеб и соблюдение национальных свадебных обычаев в наши дни.

— выяснить, что такое чувашская свадьба с соблюдением древних традиций;

— изучить фото и видео архивы нашей семьи для получения материала необходимого для работы;

— опросить родственников о том, какие из обычаев соблюдались на их свадьбах.

— поиск информации в научной литературе;

— поиск информации в сети интернет;

Является ли соблюдение старинных обычаев предметом сближения разных поколений чувашей?

При общении со старшим поколением своей семьи, мы теснее сближаемся в плане духовности и перенимаем информацию, касающуюся наших предков, тем самым сохраняется преемственность поколений.

2. Из истории чувашских свадеб.

Наши предки самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу ( туй-чув.) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу. К тому же чуваши считали огромным грехом и несчастьем умереть будучи незамужем или неженатым. Ведь отсюда следует, что он не выполнил главной цели — создав семью оставить после себя продолжение рода. (Приложение 1) Вся забота чуваша — в упрочении, возвышении своего рода: тетем ан сивентер (чув.)- чтобы изба не остыла.

По весьма на сегодняшний день актуальной для нашей республики проблеме остеопетроза ( тяжелой генетической болезни) хочется отметить одну весьма полезную и важную традицию выбора супруга. У чувашей категорически запрещалось выбирать себе жену или мужа из родственников, либо из жителей своего села, дабы исключить рождение больных генетическими заболеваниями детей.(Приложение 2) Потому как даже среди жителей одного населенного пункта могли попасться родственники. Поэтому, когда парень объявлял о своем намерении жениться, родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и т. д.

3. Из чего состоит чувашская свадьба .

Свадьбу образно я поделила на: сватовство ( килешни — чув. ), подготовка к самой свадьбе, само торжество и последующие гуляния.

Килешни (чув.) — сватание невесты. Для знакомства с семьей невесты и предварительного сговора, сватания ( килешни- чув.), родители юноши посылали сватов (евче — чув.). Эти сваты были родственниками или близкими знакомыми. Как показал мой опрос родственников, в нынешнее время сваты необязательно посещают дом невесты. Хотя в селах эта традиция еще жива. Сватами приходят близкие жениха обязательно в нечетном (это важная особенность!) количестве, с гостинцами для семьи невесты. Если сватовство состоялось, то вместе с невестой их количество становится четным- молодые будут составлять пару. (Приложение 3)

Во время сватовства родители молодых договаривались о свадьбе и дате ее проведения. Сейчас, насколько мне известно, этот обычай не актуален, так как дата торжества определяется органами ЗАГСа нашей республики.

До свадьбы каждая девушка готовила себе сундук (арча- чув. ) с приданным. В него входила разная одежда, платки, полотенца и всякая домашняя утварь .Такая девушка считалась хорошей кандидатурой в невесты.

В понятие — подготовка к свадьбе — я вкладываю тот смысл, что свадебные мероприятия были весьма хлопотными и отнюдь не дешевыми. Поэтому семьи бедняков могли просто выкрасть понравившуюся девушку во время вечерних гуляний. Так же невесту крали, если какая либо из семей была против брака.

Свадьба (туй-чув.) — была и есть большим праздником для обеих семей. Обычно она начиналась почти одновременно и в доме жениха и в доме невесты, а затем соединялась в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, а завершалась в доме жениха.

В наши дни молодые, после того как жених забирает невесту из родительского дома, чаще всего едут праздновать свадьбу в какое-нибудь кафе либо ресторан.

Но в целом и раньше и сейчас свадебные гуляния занимают несколько дней.

Среди родственников жениха и близких друзей выбирают специальных людей, которые организовывают свадебное торжество, выполняя особые поручения (туй пущ— чуваш.) Они выезжают к невесте вперед свадебного поезда.

Молодые обязательно приглашают на торжество посаженных родителей ( хайматлахсене — чув.) .

Что касается нарядов, то хочу отметить, что современные жених и невеста уже не наряжаются в богато вышитую национальную одежду, предпочитая современные свадебные наряды.( Приложение 4 и 5 ) Но вот традиция своеобразно одеваться дружкам жениха (кещен керу — чув.) осталась. Они сразу выделяются в толпе гостей: парни одевают нарядные веночки с ленточками (либо к головным уборам пришиваются цветочки и ленты) и в расшитые и украшенные женские фартуки. ( Приложение 6)

Эта традиция сохранилась и в наше время — на чувашской свадьбе обязательно присутствуют дружки жениха (кещен керюсем — чув.).Они обычно выбираются из самых говорливых, веселых парней, способных вести переговоры со свитой невесты. В их же обязанности входит и угощение гостей.

Обычно за невестой выезжали вечером, с благословения родителей.

жениха. Он едет в свадебном поезде в сопровождении одетых в чувашские наряды женщин -туй арамсем (чув.).Они поют чувашские обрядовые песни, для оберега жениха и его будущей семейной жизни. По приезде к невесте могут и частушки про невесту пропеть. Как правило, на них никто не обижается. Позже туй арамсем поют и танцуют, веселя гостей. Я считаю, что в наше время это очень красивый момент на свадьбах видеть женщин в национальных костюмах. Причем эти костюмы разнообразны. Ткани, вышивки и украшения зависят от района, в котором проживает женщина. (Приложение 7)

Невесту, как правило, жениху приходится искать. Тут на помощь ему приходят его дружки, потому что подружки невесты поспешно запирают ворота и двери, чтобы жених не прошел без выкупа. В старину калым за невесту выплачивали заранее, сегодня же обходятся символическим выкупом на самом торжестве.

Жениху и всем гостям мужчинам со стороны жениха, родня со стороны невесты дарит керу-тутри (чув.) — платок зятя или херсур парни (чув.)-подарок невесты. Этим родня невесты дает понять, что они принимают в семью жениха и его близких. Сестры невесты одевают на жениха рубашку. Этот обычай сохранился и поныне. Девушки этим обозначают, что они тоже в скором времени надеются удачно выйти замуж.

Еще один обычай — это одаривание родственников мужа подарками. Невеста как бы задабривает свою новую родню, чтобы они были к ней помягче. Чаще всего эту традицию чувашские семьи стараются соблюдать. ( Приложение 8)

Но на мой взгляд, самый красивый и необычный обряд на чувашских свадьбах сурпан сырни (чув.)- повязывание вышитого платка, к сожалению, встречается очень редко. Мне повезло, я, хоть и маленькой, могла видеть его лично на свадьбе у родственников. После вхождения молодой в дом жениха, ее переодевают в чувашскую национальную одежду и повязывают вышитый платок на голову. Этот обряд означает, что теперь невеста становится замужней женщиной. А вышивки на ее одежде являются своеобразным оберегом от злых духов. (Приложение 9)

На второй день после свадьбы молодой муж со своими родными и друзьями приезжает в родительский дом своей супруги, чтобы символично «выкорчевать дерево», «посаженное» во дворе у невесты накануне. Этот обычай символизирует о том, что как и это дерево было «вырублено» со двора, так и невеста отныне здесь только гостья.

4.Обычаи и традиции, которые были соблюдены на свадьбах моих родных.

Сватовство — было соблюдено у всех моих родных. Отличалось оно одно от другого только требованиями, присущими каждому району нашей республики.

Наличие посаженных родителей ( хайматлахсам — чув.) и специально выбранных людей, выполняющих особые свадебные поручения — туй пущ ( чув.) — было тоже соблюдено у всех.

Присутствие туй арам — (чув.)- женщин,принимающих участие в свадьбе , было, к сожалению, уже у немногих. В основном традиция жива в сельской местности.

То же можно сказать и о дружках жениха ( кещен керюсем — чув ). Сейчас их можно встретить далеко не на каждой свадьбе.

У моих бабушек был соблюден обычай выкупа женихом приданного невесты.

Обычай повязывания платка молодой и дарение платка зятю тоже встречается крайне редко, в основном на селе.

Коленопреклонение жениха (получение благословения своих родителей перед выездом за невестой) и похожий обряд коленопреклонение у невесты (получение благословения уже совместно с невестой) — был соблюден у моей бабушки .

Также был соблюден обычай испрашивания Божьего благословения. После приезда жениха в избу, где бабушка выросла, в знак благодарности она вешала вышитые полотенца на божницу .После этого ее родители зажигали свечу и благословляли: «Живите долго, в согласии, старших уважайте, сор из избы не выносите, за чужими словами не идите. любите друг друга, уважайте, пусть бог вас не оставит милостью — и будут у вас дети». А уже после вхождения в дом жениха, невеста и в его доме вешала красивые вышитые полотенца и зажигала свечу. Только попросив милости у бога, молодые садились за стол.

Входе исследования своей работы я узнала много новой интересной информации, относительно красоты культуры нашего народа. Научилась сравнивать и выделять изменения, касающиеся неизбежного влияния цивилизации. Выходит, что развитие цивилизации на планете постепенно стирает нити, связующие поколения людей. И в этом есть своя доля отрицательного. Именно поэтому было необходимо и к тому же — полезно окунуться в истории наших семей, пообщаться со старшим поколением. Тем самым укрепить наше духовное наследие.

Следовательно, выдвинутая мной ранее гипотеза о том, что соблюдение старинных обычаев является предметом сближения разных поколений чувашей — верна.

Особенности чувашской свадьбы: щи, приданое и жених на подушке

Издревле народы, проживающие в Тетюшском районе, с особым трепетом относились к свадебным традициям, передавая их из поколения в поколение.

(Тетюши, 11 апреля, «Тетюшские зори») Деревня Пролей-Каша. Тихо опускается весенний ­вечер, не спешит отступать легкий морозец, пощипывает щеки. Машину оставляем на трассе, дорогу до дома Веры Скрипачевой местами передуло, по­этому идем пешком. Хозяйка нас уже ждет и выходит навстречу из ворот добротного дома.

Про таких, как она, говорят: коренная жительница. Пролей-Каша – родина ее предков, здесь она родилась, здесь прошли ее детство и юность, здесь же более сорока лет назад вышла замуж.

«Мы, наверное, одними из последних в деревне играли свадьбу по чувашским обычаям.

А было это так: сначала жених и его мать приходили знакомиться и свататься, приносили с собой хлеб, соль и бутылку спиртного. За накрытым столом родители решали, сколько дворов будут приглашать на торжество. Именно дворов, а не человек. Обязательное условие: число гостей должно было быть нечетным», – рассказывает она.

Далее следовала традиционная встреча родителей будущих супругов перед свадьбой, где невеста раздавала подарки: отцу жениха – рубашку, матери – платье, а всем остальным – платки и полотенца. В этот день оглашалась дата торжества.

В первый день свадьбы гуляла только молодежь. Когда парень приезжал за девушкой, после выкупа его сажали за стол в красном углу, на подушку, рядом размещались все его сопровождающие. Они и мать невесты обменивались гостинцами. Родственники невесты за стол не садились, а угощали и веселили гостей. Дальше следовал обряд, которого собравшиеся ждали с особым интересом. На стол ставили блюдо с горячими щами, зять с тещей брали ложки и начинали наперегонки их хлебать.

«Родственница невесты надевала на жениха рубашку, которую приготовила будущая жена, и вручала ему еще две вещи (всего должно было быть три или пять подарков). Обычно это перчатки и носовой платок. Если во время этой церемонии родственнице удавалось поцеловать жениха, за дары он должен был заплатить. Потом появлялась невеста», – делится Вера Леонидовна.

По ее словам, для родительского благословения заранее покупали икону, оборачивали ее красивым платком или полотенцем.

С ней невеста отправлялась в дом жениха, где родители парня встречали новобрачных хлебом-солью, сажали за стол в красном углу, причем новоиспеченного мужа – снова на подушку.

Здесь уже гостей со стороны невесты угощали и веселили родственники жениха. При этом сами в трапезе сначала не участвовали.

Затем проводили еще один обряд: по периметру комнаты развешивали приданое невесты – расшитые полотенца, занавески, наволочки, подзоры (декоративные оборки, обрамляющие нижний край кровати). После этого начиналось общее веселье. Отметим, что подарки молодой семье на чувашских свадьбах в первый день не дарили.

На следующее утро , до прихода гостей, молодая жена должна была заплести косу, спрятать ее под платок и «найти место» своему приданому в доме жениха: сложить полотенца, повесить занавески, надеть наволочки на подушки и так далее. Если в первый день на свадьбе гуляла молодежь, то на второй, который назывался Сене хота (новый сват), приглашалось старшее поколение. Молодожены танцевали в центре комнаты, их осыпали деньгами и одаривали подарками.

Не менее интересно проходил третий день, назывался он Сене хона (новый гость). Но, как говорит Вера Леонидовна, отмечали его не все, а только те, кому позволяли финансы. Молодая жена с новой родней (родственниками мужа) приходила в гости к своим родителям. Часто праздновали свадьбу больше трех дней.

У каждого поколения – свои ценности, у каждого народа – свои обычаи. Меняется время, сейчас сложно представить, что когда-то в селе Пролей-Каша каж­дую неделю играли свадьбы. Бережно хранит Вера Скрипачева чувашский национальный костюм. Словно отголоски былых традиций яркое платье, атласный фартук и белый платок с крупными цветами…

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа

Песнь счастья эксклюзив

  • Facebook
  • Twitter

Старинные свадебные песни чуваши сочиняли сообразно невесте, жениху, их семьям и родственникам. Поэтому ни одна свадьба не была похожа на другую.

Играли свадьбы чуваши в любое время года, главное, чтобы не в пост и не на убывающей луне. Эта традиция сохранилась и по сей день. А вот сама свадьба, которая раньше длилась несколько дней, теперь стала существенно короче.

Каждое действие чувашской свадьбы заранее расписано. И этот церемониал никогда не нарушается.

Предварительные шаги

Полюбив друг друга, молодые сообщают о своем решении пожениться родителям. Сначала отец жениха вместе с посредником (как правило, близким родственником) идут к родителям невесты знакомиться. Главные качества для топкача (так чуваши называют посредника) – красноречие и находчивость.

Переговоры начинает посредник, намекая, зачем пожаловали. Если родителям невесты кандидатура жениха нравится, они приглашают гостей за стол. Посредник выставляет привезенные с собой закуски: пиво «сaра», лепешки и домашний сыр «чaкaт». Долго гости не засиживаются: обговорив день сватовства, уезжают.

Следом за знакомством наступает черед сватовства (хер сурасни). В качестве сватов, которых всегда нечетное число, выступают женатые родственники мужского пола: отец, брат, крестный отец и др.

Невеста в комнату, где решается ее судьба, выходит только тогда, когда будущие сватья поняли, что нравятся друг другу, и пришел черед и на девушку посмотреть.

Согласие молодой спрашивает ее мать, получив оное, невесту усаживают за стол рядом с женихом и начинают обстоятельный деловой разговор: во время сватовства необходимо максимально конкретно проговорить все важные детали будущей свадьбы.

Когда беседа закончена, жених и невеста идут за соседями и родными, которых обязательно угощают, рассказывая о скорой свадьбе. Перед отъездом невеста кормит сватов горячим супом и одаривает подарками. В том числе, обязательно передает презент будущей свекрови. А жениху достается нарядная рубаха.

Последние приготовления

С этого дня обе стороны тщательно готовятся к свадьбе. Невеста из своих подружек выбирает хeр cумeсем (свидетельниц), жених — дружков, а его родители — хaйматлaх (посаженых родителей) и туй пуce («начальника» свадебного поезда). В обоих домах готовятся к пиру: варят пиво и стряпают праздничные кушанья.

За два-три дня до свадьбы сторона жениха едет к родителям невесты на сговор — кaмaлчав. В некоторых чувашских селах сохранилась традиция дарить в честь сговора символические подарки белого цвета: от носового платка, до отреза материи. Тканый презент преподносят со словами: «Пусть наши дети живут вместе до старости, пока не побелеют как этот платок (отрез и т. д.)».

Свадьба справляется примерно через месяц после сватовства. Торжества идут параллельно и одновременно и в доме невесты, и в доме жениха.

В родительском доме жениха сооружают шилек: подметают двор, четырьмя лавками ограничивают периметр, оставляя вход. В углу площадки ставят стол, рядом «сажают» молодую рябину или липу.

Точно также готовятся к торжеству и в доме невесты: наряжают разноцветными лентами свое деревце и обязательно, вешают на него белую чувашскую рубашку. Белоснежная одежда символизирует собой долгую и чистую будущую жизнь. Рядом с деревцем закапывают бутылку: ее в последствии разопьют те, кто будет разбирать свадебные «декорации».

Пока в домах полным ходом идут приготовления жених и его дружки времени зря не теряют: разъезжают по деревне и частушками созывают соседей на свадьбу.

Поезд счастья: остановка в доме невесты

Секрет веселой свадьбы – правильный подбор участников.

Два-три специально приглашенных гостя-«зажигалки» способны творить чудеса, вовлекая в веселье всех остальных.

Разрешение на начало гуляний дают старейшины, первой запевает – посаженная мать, в своей песне восхваляя семью жениха. Дождавшись благословения стариков и родителей свадебный поезд отправляется в путь.

Всю дорогу «пассажиры» поезда поют песни и частушки, в которых славят жениха и невесту.

Впрочем, подшутить над молодыми также не возбраняется: обижаться на свадебные припевки не положено.

Услышав приближение поезда, подружки «крадут» невесту и прячут ее в амбаре или у соседей.

У закрытых ворот свадебный поезд ожидают сестры или подруги будущей жены и женатая пора более старшего возраста.

Просто так в дом не проникнуть – только через выкуп, честь оплатить который возлагается на туй пуce. Не пожадничал – получил кружку пива и приглашение зайти в дом. В избе «начальника» поезда сажают на почетное место.

Хочешь, чтобы место было не только почетным, но и удобным? Оплати подушку и не спускай с нее глаз: зазеваешься, подружки живо утащат, чтобы получить за нее выкуп заново.

Следом за туй пуcе приезжает жених со свитой. Их, хлебом-солью, встречают родители невесты. К ногам молодого расстилают домотканое белое полотно или ковровую дорожку, на хлеб обязательно кладут деньги.

Каждому вошедшему в дом подносят кружку пива, подают угощения. Лишь основательно подкрепившись, жених и посаженный отец отправляются на поиск суженой. Подружки перестарались и невесту так просто найти не удается? Подсказки можно купить за деньги. Средства понадобятся и после нахождения «пропажи»: выкупы различного рода чуваши уважают.

Свое сокровище в дом жених заносит на руках. Сажают молодых под иконы, в красный угол, по обе стороны от пары – гости со стороны жениха.

Веселье, сопровождаемое песнями и плясками, идет непрерывно. «Отвечают» за этот многочасовой марафон подружки невесты и дружки жениха. Чем больше песен будет спето, чем разнообразнее они окажутся, тем лучше запомнится свадьба.

Жених с невестой участия в общем гулянии не принимают, они ожидают традиционного благословения от родителей невесты. Его черед приходит через 2-3 часа после начала свадебного пира. Гости и родственники покидают помещение, за столом остаются мать и отец молодой, перед ними встают жених и невеста. Знак родительского благословения – белый сверток, в котором лежат икона Богородицы, три вышитых полотенца и хлеб.

Получив благословение, молодые под пение посаженной матери, уезжают в дом жениха. С собой забирают перину и подушки, выкупленные посаженным отцом.

Поезд счастья: конечная – дом жениха

Хлеб-соль, домотканое полотно, — встреча невесты проходит по точно такому же сценарию, как и встреча жениха.

В дом молодых заводит посаженый отец. Первом делом невеста «пристраивает» подарки своей матери: ставит в положенное место икону, вешает полотенца. От матери жениха сын и его невеста в качестве благословления принимают ковш пива.

Хорошую невесту не грех и похвалить! Причем, не один раз! Тем более, что для этого есть специальные хвалебные песни, которые исполняют туй арaмeсем.

Следующие гости – гонцы с приданым невесты – приезжают на отдельном свадебном поезде со своими песнями и шутками. Вручив приданое, молодежь проходит за накрытый стол.

А невесту в это время посвящают в жены. Специальный обряд «арaм туни, сурпан сырaнтарни» проходит в отдельном помещении: из подвенечного платья молодую переодевают в традиционный чувашский свадебный наряд. Обязательная часть обряда – покрытие головы. Раньше девушке повязывали традиционную женскую повязку – сурпан, в наши дни – вышитый платок. Руководит преображением невесты в жену молодая замужняя женщина, у которой удачно складывается семейная жизнь.

Обновленную невесту к гостям выводят жених, посаженный отец и гармонист.

Первый танец молодых — ceнe cын ташши — проходит под дождем монет, которые возлюбленные собирают, не прекращая танцевать.

Следом в пляс пускаются и гости: веселое гуляние продолжается до глубокой ночи.

А по утру они проснулись…

По мнению чувашей, лучшее начало семейной жизни – совместный поход к колодцу. Разбуженные посаженным отцом, молодые отправляются за водой. Точнее, за водой идет молодая жена, а муж, друзья, музыканты и посаженный отец сопровождают ее на этом непростом пути.

Просто зачерпнуть воду недостаточно. Сначала в игру вступает посаженный отец, который набрав воды отдает ведра мужу. Молодой выливает воду на землю. Ритуал повторяется трижды. Затем та же процедура проделывается женой. И лишь на третий раз молодая женщина вешает полные ведра на коромысло и идет в сторону дома. «Свита» внимательно наблюдает за ней: важно на протяжении всего пути не пролить ни капли.

У этого обряда есть символическое значение: отныне девушка стала членом новой семьи, на которую ей предстоит безропотно работать.

А в доме невесты в этот самый момент разбирался шилек – последнее свидетельство незамужней жизни – и распивалась закопанная накануне бутылка.

Хотя современные свадьбы стали короче и проще, основной церемониал в сельской местности сохранился и в наши дни. Время показало, самые «живучие» спутники свадьбы – песни и частушки, коих в Чувашии и сейчас знают несметное количество!

Тэги

  • обычаи
  • свадьба
  • традиции
  • чуваши